Итоги-2018: Россия буксует на азиатском развороте
Каких результатов добилась Москва на восточном направлении

Уходящий 2018 год для российской внешней политики был отмечен рядом важных событий на азиатском направлении. News.ru вспоминает наиболее яркие из них и анализирует достижения Москвы в контексте общих трендов в регионе.
Общий фон
2018 год был ознаменован явным смещением в Азиатско-Тихоокеанский регион основных геополитических противоречий. На состоявшемся в начале декабря саммите G20 в Аргентине фактически была оформлена новая глобальная архитектура, где определяющими державами отчётливо выступили США и Китай. Наиболее это актуально для стран Юго-Восточной Азии, которым в скором времени, как предсказал премьер-министр Сингапура Ли Сяньлун на саммите АСЕАН в ноябре, придётся выбирать, чьим союзником быть. Речь идёт о группе стран с общим населением свыше 600 миллионов человек. Китай же явно нацелен на освоение новых рынков, к чему его дополнительно подталкивает начавшаяся торговая война с США.
В экономической сфере у Вашингтона есть очевидный козырь — высокие технологии, однако он не может инвестировать в Юго-Восточную Азию столько же, сколько Пекин. США делают ставку больше на политические и идеологические аргументы, как готовность защищать союзные государства от территориальных претензий КНР и распространять свою модель демократии. В ответ на экономическую экспансию Китая в Юго-Восточной Азии Соединённые Штаты собирают некое подобие военно-политического блока, стараясь привлечь туда не только Японию и Южную Корею, но и Индию.
Нацеленность Вашингтона на решение вопросов региональной безопасности наглядно проявилась в попытке урегулирования проблемы с ядерной программой Северной Кореи. После обострения отношений между США и КНДР, взаимных обещаний уничтожить друг друга в ядерной войне, лидеры двух государств Дональд Трамп и Ким Чен Ын в июне провели переговоры в Сингапуре. Их итогом стал формальный отказ Пхеньяна от проведения новых испытаний атомного оружия.
Россия пыталась участвовать во всех значимых для Азии мероприятиях и влиять на важные для региона процессы.
Дружба с Китаем
Одним из важных направлений внешней политики России в Азии стало развитие отношений с Китаем. В течение 2018 года президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин провели двусторонние переговоры четыре раза: в июне во время саммита ШОС и госвизита Путина в Китай, в июле на полях саммита БРИКС, в сентябре на Восточном экономическом форуме во Владивостоке и в декабре на саммите лидеров G20. Помимо этого были встречи между главами правительств двух государств, министрами иностранных дел и парламентскими делегациями. О каждой подобной встрече российские СМИ писали как о подтверждении крепнущей дружбы Москвы и Пекина.
В то же время российско-китайское экономическое сотрудничество серьёзно отстаёт от политического. Формально между государствами постоянно растёт товарооборот, стороны подписывают новые инвестиционные контракты, а Россия остаётся крупным партнёром Китая в военно-технической сфере. Однако масштабы взаимодействия, выраженные в абсолютных цифрах, не способны поразить воображение. По итогам первого полугодия 2018 года товарооборот между странами составил $50 млрд, к 2020 году есть план выйти на ежегодный уровень в $200 млрд. Это значительно меньше, чем товарооборот между Китаем и США (в 2017 году он составил $600 млрд против $84 млрд с Россией в тот же период) или между Китаем и Евросоюзом ($500 млрд).
О значимости экономического сотрудничества с РФ для КНР говорит тот факт, что китайские банки опасаются иметь дело с российскими компаниями. Формально Пекин не присоединялся к западным санкциям, однако пытается лишний раз не сотрудничать с предприятиями и лицами, попавшими в санкционный список. При этом далеко не все кредитно-финансовые учреждения этой страны имеют специалистов по санкционной политике США и Евросоюза, а потому во избежание любых негативных последствий замораживают переводы с пометкой «Россия» — в условиях торговой войны с США Китаю не остаётся ничего, как пытаться сохранить намного более важные американские рынки.
Переговоры с Индией
Индия считается надёжным партнёром России. В 2018-м Владимир Путин и премьер-министр Индии также встречались четыре раза. В первый раз Путин и Моди вели переговоры 21 мая в Сочи в ходе рабочего визита индийского политика. 26 июля руководители государств общались на полях саммита БРИКС. Двусторонние встречи состоялись также 4−5 октября во время официального визита Путина в Индию и 1 декабря на саммите G20 в Аргентине.
На каждой встрече руководители государств подтверждали желание укреплять дружбу, способствовать миру на планете, развивать БРИКС и ШОС, наращивать товарооборот. Но если в процентном отношении взаимная торговля действительно демонстрирует устойчивый рост, то в абсолютных цифрах она до сих пор находится на довольно низком уровне: в 2017-м товарооборот составил около $9 млрд, к 2025 году намечен план выйти в $25 млрд. Для сравнения: товарооборот Индии с США в 2017 году составил около $50 млрд. В Дели продолжают тесное военно-техническое сотрудничество с Москвой, хотя Россия здесь давно не монополист. В соответствии с ранее подписанными контрактами, РФ должна поставить в Индию системы противовоздушной обороны С-400, боевые самолёты и другую военную технику, помочь построить фрегаты проекта 11356. Пока Индия не отказалась от прежних контрактов и даже заключает новые, но рассуждения экспертов о том, что сотрудничество с Россией в военной сфере может ждать сокращение из-за давления США, постоянно просачиваются в индийскую прессу. Впрочем, публикации в индийской прессе с провокационным содержанием — устоявшаяся практика борьбы лоббистских групп.
Торг с Японией
Не менее интенсивными в 2018 году выдались переговоры между Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ. В мае российский президент принимал Абэ в Кремле, в сентябре главы государств виделись во Владивостоке на Восточном экономическом форуме, в ноябре — во время саммита АСЕАН в Сингапуре и в декабре — на встрече глав G20.
Российско-японские переговоры сопровождались подписанием соглашений о сотрудничестве, однако главная тема в повестке — тема Курильских островов. В сентябре крупнейшая японская газета «Иомиури» сообщила, что в Токио якобы согласовали позиции и готовы отказаться от притязаний на два из четырёх островов гряды. Дискуссии японских экспертов и политологов сводились к тому, может ли Токио заключить с Москвой мирный договор после передачи двух островов, либо должен требовать всё и сразу, в России же снова стала популярной тема «сдачи Кремлём Курил». Однако кто реально может здесь пойти на компромисс — до сих пор открытый вопрос. А пока, на фоне споров о территориальных претензиях и буксующем экономическом освоении островов, в мае был открыт перекрёстный год России и Японии.
«Российско-японские перекрёстные годы проводятся впервые. С инициативой их организации выступили наши японские коллеги, и мы эту инициативу, разумеется, поддержали», — заявил тогда в Кремле Владимир Путин.
Общие итоги
Азиатское направление остаётся для российской внешней политики второстепенным. На первом плане до сих пор налаживание отношений с Западом и снятие санкций. В то же время контакты с азиатскими странами для Кремля — это практически всегда источник хороших новостей: встречи между Путиным и лидерами азиатских государств проходят в дружелюбной атмосфере и не обременены конфликтностью, характерной для отношений с США и членами Евросоюза.
К тому же Россия не вставала на чью-либо сторону в многочисленных спорах между государствами Азии. Она находится в стороне от взаимных претензий Индии и Китая, конфликта на Корейском полуострове, давних разногласий между Индией и Пакистаном или между Китаем и Вьетнамом. Москва готова вести диалог со всеми и обсуждать сотрудничество на самых разнообразных площадках.
В то же время растущие экономики азиатских «тигров» становятся всё меньше заинтересованы в сотрудничестве с Москвой. Одновременно падает и значимость возможной политической поддержки Москвы на международной арене. Азиатские лидеры понимают, что вопросы экономики или безопасности в большей степени зависят от США и Китая, нежели от России.