Россия планирует выделить до $30,8 млрд на развитие железнодорожной инфраструктуры в Китае, Казахстане и Монголии к 2030 году, пишут «Ведомости» со ссылкой на презентацию Минтранса. Инвестиционный проект предусматривает строительство трех новых железнодорожных пунктов пропуска через российскую границу, 3 тысяч км железных дорог на территории Китая, Казахстана и Монголии, а также 369 км путей в России. Речь идет не менее чем о семи масштабных стройках.
По оценкам издания, крупнейшим проектом станет новый международный транспортный коридор Россия — Монголия — Китай. Он предполагает строительство железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино (Тува и Красноярский край), чтобы связать с Китаем Транссибирскую магистраль. Вторым по величине будет 226-километровая железная дорога от станции Зуунбаян Улан-Баторской железной дороги до границы с Китаем. В Приморском крае планируется создание железной дороги от Лесозаводска до Хулиня длиной 56 километров, а в Казахстане Россия хочет принять участие в строительстве транзитной ветки Аягоз — Бахты на границе с Китаем длиной 270 километров.
Кроме того, в Забайкальском крае планируется построить второй железнодорожный пограничный переход в Китай, а в Амурской области — вернуть в эксплуатацию погранпереход Джалинда — Мохэ, работа которого была приостановлена в начале 2000-х годов в связи с низким грузопотоком. Возобновление его работы позволит сократить расстояние для перевозки грузов между Россией и Китаем на тысячу километров.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что эти проекты призваны разгрузить Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали и переориентировать сырьевой экспорт на Азиатско-Тихоокеанский регион. В свою очередь управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин отмечает, что быстро реализовать сложные и дорогостоящие проекты без помощи Китая или других азиатских партнеров Россия не сможет.
В январе Китай снял ограничения на железнодорожные перевозки из России, действовавшие с декабря прошлого года из-за распространения коронавирусной инфекции. Запрет касался всех грузов, кроме контейнерных.