Глава Верховного суда Вячеслав Лебедев заметил, что сейчас суды недостаточно часто избирают для обвиняемых меру пресечения, не связанную с заключением под стражу. Эту мысль поддержали как правозащитники, так и другие представители властей. Многие российские СИЗО давно заполнены, проблема возникла не сегодня. Как говорят опрошенные NEWS.ru эксперты, для её решения достаточно донести позицию ВС до судей в регионах.

Возникает вопрос о причинах, по которым лица, имеющие постоянное место жительства и не имеющие судимостей, содержались под стражей, учитывая, что нередко этим лицам впоследствии назначались наказания, не связанные с лишением свободы, — заявил председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев на заседании Совета судей.

Эту позицию публично поддержал, например, член Совета Федерации Андрей Клишас. Он написал в Telegram, что надеется на перелом в практике после выступления Лебедева. На этой почве сенатор даже вступил в дискуссию с адвокатом Сергеем Бадамшиным, который защищает в том числе экс-главу «Открытой России» Андрея Пивоварова. Впрочем, они оба сходятся во мнении, что ситуацию нужно менять.

Председатель Верховного суда РФ Вячеслав ЛебедевФото: Сергей Гунеев/РИА НовостиПредседатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Проблема действительно существует: за первый квартал 2022 года суды удовлетворили 90% из 247 тысяч ходатайств о заключении в СИЗО. Домашний арест назначали всего 3,1 тысячи раз, а под залог выпускали 32 раза. В то же время, как рассказывал начальник Управления исполнения приговоров и специального учёта ФСИН Игорь Вединяпин, четверть российских СИЗО переполнены.

Лучшей иллюстрацией проблемы стала история ректора «Шанинки» Сергея Зуева. 68-летнего мужчину обвиняют в хищении бюджетных средств, он находится в СИЗО с ноября 2021 года. Суд отправил его под арест через несколько дней после госпитализации с гипертоническим кризом и третьей за год перенесённой операции на сердце.

Суд неуклонно продлевает заключение профессора, несмотря на заступничество уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой, ухудшение состояния его здоровья и выплаты части инкриминируемого ему ущерба. Даже слова президента Владимира Путина, который в декабре 2021 года сказал, что не видит смысла держать учёного за решёткой, не изменили ситуацию: после заявления главы государства суд продлил срок ареста.

Как рассказал NEWS.ru адвокат Зуева Сергей Севрук, сначала его подзащитный находился под домашним арестом, где не совершил ни одного нарушения, в том числе не выходил в интернет и не взаимодействовал с людьми. По словам юриста, следователь даже позволял Зуеву приходить на следственные действия без сопровождения.

Ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН) Сергей ЗуевФото: msses.ru/via Global Look PressРектор Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН) Сергей Зуев

Если даже президента правоохранители не слушаются, что вы хотите. Я думаю, от публичных выступлений проблема не изменится, — сказал он.

9 июня Второй Кассационный суд общей юрисдикции будет рассматривать решение судьи Конституционного суда о том, что арест Зуева был незаконным, добавил адвокат. Севрук надеется, что это приведёт к изменению ситуации.

Однако проблема Зуева не уникальна и возникла не сегодня. Ещё в 2013 году Верховный суд принял постановление, которое должно было сократить число арестов. Поэтому в заявлении Лебедева нет ничего сенсационного, пишет адвокат Иван Павлов (признан Минюстом СМИ, выполняющим функции иностранного агента). Он уверен: если бы глава Верховного суда хотел изменить ситуацию, он настаивал бы на изменении мер пресечения, назначаемых районными судами. О том же сказал NEWS.ru бывший председатель ОНК Москвы Вадим Горшенин.

Лебедев — руководитель всей судебной системы. Зачем заявлять что-то прессе, когда ты спокойно можешь провести пленум Верховного суда, президиум, принять решение, которое судьи должны учитывать в своих решениях. Я серьёзно вообще не отношусь к тому, что заявил Лебедев. Он должен не заявлять что-то, а делать и принимать решения по толкованию соответствующих норм, — подчеркнул правозащитник.

По его словам, в СИЗО находится много обвиняемых по экономическим статьям и «нелепым обвинениям, когда человек украл буханку хлеба в магазине или футболку на рынке». По его словам, такие люди могут находиться в изоляторе год и никаких следственных действий с ними вестись не будет. При таком переполнении ФСИН не может полноценно исполнять свои обязанности, считает правозащитник.

Лебедев заявил это как наблюдатель, а не как человек, находящийся на вершине судебной власти, — добавил Горшенин.

Действующий член ОНК Москвы Александр Хуруджи отмечает: по состоянию на 23 мая в московских СИЗО содержатся около 12 тысяч человек при лимите в 9 тысяч. Примерно 2 тысячи арестованных — обвиняемые по экономическим статьям, они не представляют общественной опасности.

Президент сказал — не слышат. Сейчас Верховный суд выразил своё мнение, я надеюсь, за ним последует какой-то пленум и будет проведена работа с судьями, потому что судьи в регионах будут сажать, пока прямых указаний не будет, — сказал он NEWS.ru.

Следственный изоляторФото: Сергей Лантюхов/NEWS.ruСледственный изолятор

Бывший член ОНК Москвы Марина Литвинович тоже уверена, что решение возникшей проблемы зависит непосредственно от Вячеслава Лебедева и от вовремя данной «гласной или негласной команды». Популярность арестов не спала даже в пик пандемии коронавируса, на что надеялись правозащитники.

Здесь всё зависит от Лебедева, от судебной вертикали, от команды, которая будет дана. Все условия есть, — заключила она.