На Западе всерьёз обеспокоены возможными планами России покинуть Совет Европы. Свои опасения на этот счёт высказал генсек СЕ Турбьёрн Ягланд. Что потеряет, а что, наоборот, приобретёт Москва в случае, если намерение покинуть организацию осуществится — выяснял News.ru.
Ягланд на встрече с министром иностранных дел Финляндии Тимо Сойни подчеркнул, что ситуация крайне серьёзная, ведь в случае Ruxit россияне не смогут обращаться в Европейский суд по правам человека. Однако насколько эффективным был данный суд и как решал проблемы граждан страны?
«Мы получим новую разделительную черту, напоминающую ту, которая существовала до падения Берлинской стены», — приводит слова Ягланда издание Hufvudstadsbladet.
По его словам, Россия и так задолжала СЕ, в настоящее время неоплаченными остаются предписания на десятки миллионов евро. И если Москва выйдет из организации, то для бюджета СЕ настанут крайне тяжелые времена. И здесь закономерно хочется спросить, а зачем нужна была РФ для СЕ — чтобы защищать права россиян или же для спонсорских взносов. И кажется, что именно сокращение бюджета сейчас намного больше волнует Ягланда, нежели судьбы граждан страны. Однако не сам ли генсек грозился исключить Россию в 2019 году за то, что она приостановила выплаты в бюджет СЕ?
Но что имеет Россия сейчас в Совете Европы? Да практически ничего. После воссоединения с Крымом в СЕ было принято решение ограничить Россию в праве голоса. Также нашу делегацию отстранили от участия в миссиях наблюдателей и в работе руководящих органов. Со своей стороны Москва уже два года не запрашивает аккредитацию для участников делегации.
Юридическая комиссия, состоящая из независимых экспертов, приняла решение, что России должны вернуть права, но это решение игнорируется. Неучастие РФ продолжается, что влечёт за собой невыплату взносов. Согласно правилам СЕ, если государство два года не выплачивает членские взносы, то существует процедура наказания, вплоть до исключения страны из СЕ.
Конечно, признание присоединения Крыма к России Советом Европы «немыслимо». И об этом тоже говорил Ягланд. Однако он не исключал, что организация может рассмотреть возможность защиты прав человека в РФ вне зависимости от ситуации.
Такой Совет Европы нам не нужен
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко ранее анонсировала, что созревает решение выйти из Совета Европы. Виной тому — противоречия, которые возникли между Москвой и Страсбургом.
«У нас созревает внутреннее решение выйти из Совета Европы. Если для Совета Европы не ценно участие Российской Федерации, значит, тому и быть», — заявила Матвиенко, добавив, что после многолетних переговоров ситуация не сдвинулась с мёртвой точки.
«Мы оцениваем ситуацию в ПАСЕ как критическую», — отметила спикер Совфеда.
Она подчеркнула, что ПАСЕ не может не признавать полномочия депутатов, избранных народами того или иного государства, иначе это нарушает и противоречит фундаментальному принципу народного волеизъявления.
Да и интерес к работе в Парламентской ассамблее Совета Европы у России, по мнению Матвиенко, явно потерян. В этой связи если положение дел сохранится без изменений, то у РФ не будет возможностей для регулярного диалога с ПАСЕ. Всё это больше похоже на попытки России бороться за равноправное участие в деятельности организации, но ультиматум Москвы был услышан и воспринят самым серьёзным образом.
В пресс-службе уполномоченного по правам человека в России Татьяны Москальковой сообщили News.ru, что Россия поддерживает любые площадки для международного сотрудничества, интеграционные объединения, которые помогают защищать права российских граждан за рубежом.
«Но то, что ухудшится состояние прав человека — это не так, поскольку состояние прав человека в Российской Федерации зависит от условий в стране, государственных программ, социальной поддержки, от многих других факторов», — сказали в пресс-службе.
Старая дружба
Бывший вице-председатель ПАСЕ Владимир Лукин напомнил, что Россия с конца прошлого века является членом Совета Европы.
«Членство в Совете Европы предполагает целый ряд проектов, направленных на улучшение качества удовлетворения прав граждан в целом ряде сфер. Существуют проекты по содействию образованию людей, которые проверяют места заключения, например. Существуют проекты Минюста, в рамках которых проводятся консультации по поводу совершенствования законодательства, сравнения правозащитного законодательства разных странах с выявлением того, какие способы и методы являются более прогрессивными», — сказал Лукин News.ru.
Главная потеря, по его оценке, — это ЕСПЧ. «В основном, это очень позитивный орган, который направлен на то, чтобы в спорах между гражданами различных стран были выявлены те случаи, когда государство недостаточно уважает права граждан, которые содержатся во всеобщей Декларации прав человека, подписанной членами СЕ», — отметил он.
Если происходит выявление нарушений, то граждане получают определённую компенсацию. Кроме того, существует принцип того, что по многим вопросам должны быть проведены дополнительные расследования и судебные действия. Соответственно, всего этого граждане будут лишены.
«А Конституция предусматривает, что права граждан нашей страны не должны уменьшаться. Поэтому, конечно, будет очень печально, если мы выйдем из Совета Европы, печально для многих граждан России», — сказал бывший омбудсмен.
Как пояснил News.ru политолог, директор по научной работе Фонда развития и поддержки международного дискуссионного клуба «Валдай» Фёдор Лукьянов, для политики государства будет мало последствий в случае выхода РФ из Совета Европы.
«На самом деле у многих — превратное представление о работе в Совете Европы. Мы знаем ПАСЕ, а ПАСЕ не главный орган. Но основная работа идёт на уровне комитета министров и других исполнительных органов. Там у России с Европой складывались нормальные отношения по линии Минюста, ФСИН, поскольку одно из основных направлений деятельности СЕ — правоприменение законов, в том числе в сфере исполнения наказаний», — сказал Лукьянов.
Для практических же задач, которые решают СК, МВД и другие ведомства, ничего хорошего от выхода из СЕ, по его мнению, не будет. Членство в СЕ позволяло добиваться новых стандартов в этой сфере.
Что касается ЕСПЧ, то политизированных случаев довольно мало, оценивает политолог. Дискуссия идёт вокруг них, но между тем есть много обычных граждан, которые не удовлетворены правосудием, а обращение в ЕСПЧ — это чисто процессуальный вопрос. И ЕСПЧ — хорошая возможность для российских граждан.
«ПАСЕ — орган публичной политики, там не столько работают, сколько декларируют. Слово за слово и дошло до такого. Плохо выходить из СЕ, поскольку это единственный орган, который имеет практическое значение — повышение стандартов жизни граждан», — говорит он.
Однако сейчас возник политический тупик, виной тому — парламентский кризис и позиция Украины, и компромисса пока нет и не предвидится.
Лукьянов считает, что такая ситуация плохо скажется и на Совете Европы. И тут дело даже не в деньгах, членских взносах, которые перестанет платить Россия, а в том, что это орган, который включает все значимые европейские страны, включая Турцию и Россию.
«От выхода РФ из СЕ потеряет и Совет Европы, но и Россия, конечно, ничего не приобретёт», — подытожил эксперт.
В свою очередь, общественный деятель Максим Шевченко в комментарии News.ru предположил, что если выход РФ из СЕ ограничит юрисдикцию ЕСПЧ, то это «будет очень плохо, потому что многие граждане только в европейском суде находят справедливость, обжалуя решения коррумпированных российских судов».
«Это жертвы чеченских войн, незаконно уволенные люди. ЕСПЧ является конечной инстанцией, которая выносит бескомпромиссные решения, в то время как к российскому правосудию доверия нет», — сказал Шевченко.