Социологи Левада-Центра в ходе проводимого в конце июля опроса отметили снижение доли граждан, поддерживающих Владимира Путина. Политологи уже успели успокоить — никаких системных рисков для нынешней власти просто не существует, даже по острому и насущному пенсионному вопросу протестная активность и близко не стоит с «белоленточным» марафоном 2011−2012 годов. Да и вообще «не сезон» — в смысле, летом рейтинги первого лица традиционно идут на спад, после чего неизбежно приходят «в норму».
Неопасные протесты
Но всё же получившиеся цифры интересны сами по себе и заслуживают анализа. Тем более что социологи зафиксировали ещё один важный тренд, о котором скажем ниже.
Итак, «Левада» сообщает, в частности, о заметном снижении поддержки гражданами внешней политики президента Путина. За два года таковая снизилась на шесть пунктов — с 22% до 16%. Среди негативных качеств президента опрошенные отметили связь с крупным капиталом (17%), отстранение от «нужд народа» (16%), связь с коррумпированными политиками (14%). Почти каждый десятый (9%) полагает, что глава государства не справляется с руководством страной, и ровно столько же упрекают его в том, что все благие действия Владимир Владимирович совершает, лишь заботясь о своей популярности. Наконец, 6% опрошенных считают отрицательным качеством Путина то, что он не пользуется уважением окружающих его людей.
И вся эта не слишком солнечная картина — на фоне другого доклада «Левады», о готовности граждан к массовым протестам против пенсионной реформы: она превысила психологически важный 40-процентный порог, впервые с 2009 года. Правда, реальность пока что даёт несколько иную картину: протесты хоть и охватили географически всю Россию, однако локально в каждом конкретном населённом пункте они были откровенно немногочисленны. Власть же достаточно умело сделала «хорошую миру», когда в конце июля глава Счётной палаты Алексей Кудрин (тот ещё народный раздражитель!) вдруг в пух и прах раскритиковал проект реформы, обвинив правительство в неаккуратной работе с цифрами, из-за чего, мол, народ и запутался. Да и главная интрига пока сохранена — своё последнее слово Владимир Путин так и не сказал.
А вдруг наложит вето?
Разрешите посадку
Возможно, такое решение добавит к текущему рейтингу главы государства сразу десяток, а то и другой процентов. Но социологи утверждают: никак не меньше пенсионного вопроса граждан волнует борьба с коррупционерами из высших эшелонов. Несколько показательных процессов против высокопоставленных лиц в регионах лишь «разогнали аппетит» общественности. Она «требует крови» новых и новых проштрафившихся чинов. Ожидания рождают слухи, что, мол, вот-вот та или иная шишка слетит с нагретого кресла прямо на холодные жёсткие нары, да с разорительным штрафом.
Между тем близкие к центру принятия решений люди уверяют: утверждённый ещё в 2016-м году мораторий на «посадки» чиновников высшей категории действует до сих пор. Кремль прекрасно понимает, что отмашка на громкие уголовные дела с отправкой «випов» куда-нибудь за Полярный круг принесёт главе государства значительный профит, однако, во-первых, глава государства очень не хочет запускать «маховик репрессий», который будет очень сложно, если не вообще невозможно остановить, а его жертвой могут стать и очень нужные люди. Во-вторых, срочного повода для таких решений нет — Владимир Путин и так на крайних выборах получил более 76% голосов избирателей, утвердив тем самым абсолютную легитимность.
Известно, что еще летом 2016-го (и это было подтверждено в ноябре 2017-го) Кремль ввёл мораторий на посадки губернаторов и федеральных чиновников, который действует до сих пор. Наконец, главе государства пока что удаётся и без «большой крови» удерживать контроль над чиновниками — силовая машина работает исправно.
И это похоже на правду. Например, если зайти на сайт госзакупок, то вопиюще странных запросов за неадекватные деньги от государственных органов там нынче встречается не так уж и много. Как минимум на «невооружённый глаз». Заявители стараются обосновать на бумаге предстоящие траты. И всё же странности встречаются. Так, на днях администрация Саткинского муниципального района Челябинской области выкатила на сайте госзакупок запрос на выполнение работ по изготовлению технических планов и технических паспортов на бесхозяйные объекты электрического хозяйства на общую сумму… 8 млн рублей. Воображение просто отказывается рисовать масштаб предстоящей работы, требующей на оформление бумажек такую сумму, да ещё и подозрительно круглую, прозрачно намекающую на то, что смета на запрашиваемые работы (если таковая вообще есть в природе) составлялась, скорее всего, «на глаз». Но это так — добрая подсказка для региональной Контрольно-счётной палаты. Кто знает, может быть, и ей удастся внести свой посильный вклад в оптимизацию несколько просевшего рейтинга Владимира Путина.
В своём комментарии для News.ru доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г.В. Плеханова Александр Перенджиев отметил прямую связь падения рейтинга президента Владимира Путина с темой повышения пенсионного возраста. «Хотя Владимир Путин пытается всячески дистанцироваться от самой реформы, но внутри российского социума хорошо понимают, что это решение принято при его поддержке, — отметил эксперт. — Однако говорить о серьёзном снижении устойчивости политической системы не приходится. Вспомним хотя бы низкий рейтинг Бориса Ельцина, связанный с обострением серьёзных социальных проблем и конфликтов: задержки заработной платы на несколько месяцев, сокрушительный обвал рубля, поголовный простой предприятий и т.д. Были протесты, но разрушения политической системы не произошло».
В свою очередь ведущий аналитик в Агентстве политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаил Нейжмаков, оценивая перспективы антикоррупционной борьбы, заметил, что таковая достаточно активно ведётся на региональном уровне. «Процессы против региональных чиновников или структур с госучастием, как правило, достаточно активно идут в регионах, где в итоге происходит смена губернатора или уже пришло новое руководство, — отметил эксперт. — Можно вспомнить в качестве одного из примеров арест врио гендиректора Фонда капремонта Самарской области Михаила Архипова (выигрышная тема для врио главы региона Дмитрия Азарова, вскоре после своего назначения анонсировавшего серию проверок в различных учреждениях области). Правда, большинство таких дел имеет ограниченный резонанс за пределами своих регионов, но, возможно, в дальнейшем к подобным процессам будет привлечено большее внимание федеральных СМИ».