У входа в парк «Коломенское» хрупкий молодой человек в белой казенной футболке скороговоркой сопровождает всех туда входящих: «Приходите на выборы девятого сентября и голосуйте за Собянина!» Это безвестный волонтер, мобилизованный и призванный. Имя его неизвестно. А гражданский подвиг будет оценен позже. Но, как выясняется, среди доверенных лиц мэра Сергея Собянина, явного фаворита и нынешних столичных выборов, полно лиц крайне известных, если не сказать, размноженных всеми существующими средствами.
В его активе практически вся сколь-нибудь известная столичная богема, в рядах которой самым парадоксальным образом соединилось, казалось бы, несоединимое. С одной стороны, члены или попутчики «Единой России» — саксофонист Бутман и режиссер Бондарчук, с другой — явный театральный диссидент, ставший объектом разного рода консервативных гонений режиссер Богомолов. Тут же Никита Михалков и подписанты эмоциональных обращений в поддержку коллеги Серебренникова. Призывавший чуть ли не валить из страны вечно молодой Олег Меньшиков и показным образом аполитичный Максим Аверин. Эстет, глава «Геликона» Бертман соседствует с попсовиками Полиной Гагариной и Стасом Пьехой-младшим. Список длинен, некоторые присоединяются по-семейному — те же Алексей Гуськов с Лидией Вележевой.
Собственно, в этом нет ничего удивительно. Помните, как накануне президентской кампании много было разговоров о том, что креативный класс, раздраженный «наступлением реакции», домашним арестом Кирилла Серебренникова, не станет под президентские знамена, дав понять власти свое общее неудовольствие. И чем вся эта буря в стакане воды закончилась? Правильно — в рядах доверенных лиц Владимира Путина мастеров искусств (не боевых) оказалось еще больше, чем в предыдущих избирательных циклах. Никто показным образом не отказался, не встал в позу, не отверг предложение с видом оскорбленной невинности.
Конечно, можно все объяснить знаменитой цитатой из Маяковского: «Мы только мошки, мы ждем кормежки». В действительности все сложнее. Помните, как в конце девяностых многие творчески натуры смело разоблачали ельцинский режим, но никогда не поднимали голос против Юрия Лужкова. До президента далеко, а мэр тут, на месте решает вопросы материальной поддержки театров, ассигнований на ремонты и стройки, размеры льгот по ЖКХ.
А люди творческие очень чутко реагируют на все признаки нестабильности, выстраивая свои отношения с властью. А пока в их понимании ничто не грозит изменению статуса-кво, как в конце девяностых с окончательно потерявшимся тогда Ельциным, они будут с видимым удовольствием пополнять ряды доверенных лиц, уверяя окружающих, что таким образом он делают власть чем-то им обязанной, а потому усиливают-де свое влияние на общий климат в стране или городе. К тому же актеры волей-неволей постоянно будут втягиваться в политику в силу своей природы лицедейства. Как писал Ромен Роллан, самых хороших и самых плохих актеров мы видим отнюдь не на сцене.