Парадоксально, но факт: отношения между странами, входящими в Союзное государство России и Белоруссии, не улучшаются, а наоборот ухудшаются. Раздражения, непонимания, взаимных упрёков становится всё больше. Не перейдёт ли ситуация критическую черту, за которой былая дружба превратится во вражду? Не пойдёт по российско-украинскому сценарию?
Хотелось бы, конечно, верить, что до такого развития событий дело не дойдёт, однако предпосылки имеются. Президент Белоруссии Александр Лукашенко не упускает ни одного повода для того, чтобы обрушиться на Россию с критикой. Недавно Батька обвинил соседнее государство в... «приватизации» Победы в Великой Отечественной войне.
«В последнее время я отслеживаю эту тенденцию, наблюдаю. Появляется всё больше информации именно на эту тему, — заявил Лукашенко во время торжественных мероприятий в Брестской крепости. — Кому-то неймётся — что удивительно, в России — приватизировать эту Победу. Как будто не было на войне других — белорусов, украинцев, грузин, армян, таджиков, туркмен».
Белорусский президент напомнил, что весомый вклад в победу внесли все народы, все республики Советского Союза.
Кто те кощунники-святотатцы, которые посягнули на коллективный характер Великой Победы? Кого конкретно имел в виду Лукашенко? Имён Батька не назвал — возможно, из-за незнания таковых. Толковал же о «приватизации Победы» Россией по совершенно иной причине. Она не имеет никакого отношения к истории борьбы народов СССР с коричневой чумой. Зато имеет прямое отношение к истории отношений между постсоветскими республиками — Россией и Белоруссией.
А отношения эти, прямо скажем, складываются через пень колоду. Шаг вперёд — два шага назад.

Страны, входящие в Союзное государство и во множество интеграционных проектов, никак не могут договориться между собой практически ни по одному вопросу. К примеру, Лукашенко пригрозил властям России, что готов закрыть с ней границу. По этому поводу в РФ многие возмутились: как же, что за граница между союзниками? Нонсенс! Действительно, так и есть. Однако критики Лукашенко, очевидно, запамятовали, что ещё в начале прошлого года по приказу директора ФСБ между Россией и Белоруссией была создана пограничная зона.
Посол РФ в Белоруссии Александр Суриков тогда говорил, что её создание вызвано необходимостью контроля за пересечением границы гражданами третьих стран, а для россиян и белорусов ничего не изменится, так как нововведение не предусматривает пограничного контроля граждан Союзного государства, а также их транспорта.
Однако, то ли российские «зелёные фуражки» слишком усердно принялись «трясти» всех проезжающих без разбора, то ли по какой-то ещё причине, но Лукашенко весьма болезненно отнёсся к появлению погранзоны. По его словам, белорусским пограничникам «нельзя уподобляться россиянам», так как «они сами не понимают, чего хотят и что они делают на белорусско-российской границе».
«Пусть определяются. Определятся — нам не проблема ответить. Мы готовы в любой момент адекватно дать ответ. Если они хотят закрыть границу — пожалуйста. Закроют — мы в ответ также должны ввести контроль на границе», — отметил белорусский лидер.
Он добавил, что считает границы «пережитком прошлого», который не приносит много пользы для общения людей.
Однако, больше всего Батьку бесит состояние российско-белорусских экономических отношений. Лукашенко постоянно и крайне негативно высказывается по поводу бесконечных торговых войн, навязываемых Москвой. Российская сторона всё время запрещает ввозить на свою территорию то одни, то другие белорусские продукты, объясняя свои действия ненадлежащим качеством тамошних продуктов — то мяса, то молока и молочных продуктов, то ещё чего-то.
Между тем все, кто побывал в республике, живописуют обилие и прекрасное качество белорусских продуктов, которые до сих пор производятся с соблюдением всех, весьма строгих советских ГОСТов — в отличие от России, которой эти самые ГОСТы давно уже не указ.

Ещё один предмет постоянного раздражения Лукашенко — поставки российских энергоносителей. В Минске считают, что они должны продаваться белорусам по тем же ценам, что и россиянам (например, газ по цене $73 за тысячу кубометров вместо $132). Объясняя свою позицию тем, что в противном случае они оказываются в неравных конкурентных условиях (это противоречит духу Союзного государства России и Белоруссии). В Москве, тем не менее, занижать цены Минску не хотят. Нашли «соломоново решение» — из-за недоплаты за поставки газа сократить поставки в Белоруссию нефти.
Решение оказалось крайне болезненным для Минска, так как средства от переработки беспошлинной российской нефти составляют существенную часть бюджетных поступлений. В белорусском правительстве заявили, что с такой позицией не согласны, и предложили не увязывать газовые вопросы с объёмами поставок нефти. А Лукашенко заявил, что снижение поставок Россией нефти в Белоруссию он расценивает как давление на его страну.
Минск настаивает на продолжении переговоров о цене российских энергоносителей, теперь уже с новым кабинетом министров.
«Я отправил приветственное письмо в адрес нынешнего визави (заместителю председателя правительства России Дмитрию Козаку) и попросил определиться на предмет продолжения наших переговоров. Сейчас мы должны войти в новый этап переговоров для того, чтобы определить формулу ценообразования при создании единого евразийского рынка электроэнергии и единого рынка нефти и газа», — сообщил вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко.
О реакции «визави» Козака пока ничего не известно. Складывается впечатление, что у российских властей переговоры с Минском по нефти и газу не носят приоритетного характера. Поведение, укладывающееся в логику персонажа из культовой советской кинокомедии: «не купят (лотерейные билеты) — отключим газ». Не захотят платить, как требуем, ещё урежем поставки. Пресловутая позиция силы!
Между тем Лукашенко уже много раз доказывал, что не поддаётся давлению. Москва закручивает вентиль? Не беда — найдём альтернативных поставщиков. И нашли. Договорились с Ираном об увеличении поставок нефти. Опыт сотрудничества в этой сфере у стран уже есть. Правда, ранее Тегеран поставлял Минску сравнительно небольшие объёмы чёрного золота. Теперь поставки увеличатся.

Любопытно, что одним из альтернативных поставщиков нефти в Белоруссию может оказаться и... она сама. Наверное, не все знают, но белорусы ведут добычу собственной нефти ещё с советских времён. Пик был достигнут в 1975 году — добыли около 8 миллионов тонн. Сейчас в республике ежегодно добывается 1,6 млн тонн нефти (17% от потребности). Добывали бы и больше, но дальнейшее освоение месторождений и увеличение объёмов добычи тормозятся тем, что белорусская нефть залегает на большой глубине и добывать её накладно.
Однако, возможно, проблему помогут решить китайцы. Недавно Батька вернулся из Пекина, откуда привёз целую кучу договорённостей о китайских кредитах и инвестициях. Если дело пойдёт так и дальше, Минск в перспективе может вообще отказаться от нашей нефти, как это недавно сделала Польша, перейдя на более дешёвую иранскую. Как бы пример соседей не оказался для белорусов заразительным.
С подачи официальной пропаганды мы привыкли думать, что белорусы — это наши «младшие братья», целиком и полностью зависящие от нас, россиян. И что они никуда не денутся — повыпендриваются и станут-таки плясать под нашу дудку. Однако, эта великодержавная логика ущербна как по сути, так и по конкретному раскладу в экономике и политике.
Судите сами. Наши энергоносители поступают на Запад в том числе через белорусскую территорию. Разозлившись на сокращение поставок и нежелание идти навстречу в вопросах цен, белорусы могут взвинтить цены на трафик, тем самым сделав российскую нефть неконкурентоспособной на Западе.
Что до политики, то и в ней мы зависим от Минска. Если Лукашенко решит выйти из интеграционных проектов и структур, то всё, что от них останется, потеряет смысл. А военные базы США и НАТО на территории Белоруссии — придутся ли они нам по вкусу, если Батька окончательно переориентируется на Запад?
Нежелание договариваться, идти навстречу, разговор с Лукашенко с позиции силы могут привести к тому, что Россия окажется без последнего союзника. Может, настала пора поменять стратегию и тактику отношений с белорусскими соседями?