Сергей Лавров — рекордсмен новой правящей России сразу по нескольким позициям. Ему принадлежит рекорд длительности пребывания в главном кабинете на Смоленской-Сенной. А дольше его в правительстве находится только Сергей Шойгу, ставший министром ещё при Ельцине. К тому же Лавров только что отметил своё 68-летие, а значит, давно превысил предельный возраст для госслужащего. Пусть и столь высокопоставленного.
Надо сказать, слухи о его возможном уходе из министерства в тот же Совбез дополняются информацией о том, что может быть заменён весь наш руководящий внешнеполитический блок. Не первый месяц ходят разговоры об уходе и помощника президента по внешней политике Ушакова, которому молва приписывает решающее влияние на президента при выработке окончательных решений. При том, как утверждают, Лаврову отводилась роль, скорее, технического исполнителя. В этой связи усилились разговоры о том, что роль внешнеполитического помощника хотел бы на себя примерить нынешний пресс-секретарь президента Песков.
Весьма характерно, что даже обвинения в харассменте главы международного комитета Госдумы Слуцкого многие связали с перезагрузкой внешнеполитического блока в целом.
Так или иначе, но такой поток слухов только утверждает наблюдателей в реальности смены руководства в МИДе.
Старт карьеры отличного студента
Сергей Викторович предпочёл носить девичью фамилию своей матушки, работницы системы Внешторга. О его отце, тбилисском армянине, известно немного. Неофициальные биографы даже путаются в его фамилии — не то Каландаров, не то Каландарян. Но это и не важно, поскольку по анкете Лавров — русский.

Говорят, он долго колебался, поступать ли ему в МГИМО или в Физтех, но поскольку экзамены в вуз МИДа были раньше, судьба его привела в высотку на Смоленской. Свою преддипломную практику Лавров проходил в посольстве СССР на сказочном острове Шри-Ланка. А послом тогда был Рафик Нишанов — в будущем фаворит Горбачёва, руководитель одной из палат ВС СССР. Ему очень пришёлся по душе активный студент, хорошо поющий под гитару. И в будущем Нишанов не забыл стажёра и благотворно повлиял на его карьеру.
А после уже долгосрочной командировки на Шри-Ланку карьера шла у Лаврова быстро и плавно. Занимаясь международными организациями, он близко познакомился с будущим первым министром иностранных дел свободной России Козыревым. И когда после развала Союза Козырев стал министром независимой России и въехал на Смоленскую площадь, он приблизил к себе Лаврова и сделал его своим заместителем. Впрочем, уже два года спустя отношения между дипломатами слегка разладились, и Лавров отбывает в Нью-Йорк, где занимает на целых десять лет пост нашего представителя в Совбезе ООН.

Среди его достижений тех лет знатоки выделяют его упорное сопротивление мерам по ограничению курения в ооновском небоскрёбе. Курит Лавров до сих пор много.
Там же, за океаном, его дочка окончила и престижную школу, и курс в Колумбийском университете. Утверждали, что финансово её образование поддержали некие американские благотворительные организации. Тогда, видимо, это не считалось криминалом.
Весьма характерно, что Владимир Путин, как утверждают, долго выбирал себе министра иностранных дел между двумя нашими высшими сановниками за океаном — послом Ушаковым и Лавровым. В результате, как мы знаем, они поделили функции. Говорят, что Ушаков был сочтён слишком радикальным для министра.
Министр всегда на виду
Сергей Лавров довольно быстро стал одним из самых популярных министров. Сказался, во-первых, общий курс на укрепление внешнеполитического голоса России, поднимающейся с колен. К тому же Сергей Викторович был исключительно активен, и обыватель только и успевал следить за его бесконечными перелётами. Но для бывалого туриста, предпочитающего рафтинг, такой стиль жизни был по плечу и физическим возможностям.

За его плечами бесконечное множество встреч и переговоров в разных уголках земли. Но поскольку недаром президент предпочёл видеть на этом посту американиста, главная задача Лаврова состояла в развитии отношений с заокеанской сверхдержавой. Ему пришлось работать с добрым десятком сменявших друг друга тамошних госсекретарей. Даже только что отставленный Тиллерсон, несмотря на общее охлаждение двусторонних отношений, отмечал, что они постоянно находятся в контакте (чаще — телефонном) с коллегой Лавровым. Вполне вероятно, что Сергей Викторович ещё успеет пообщаться и с Помпео.
Правда, особенно после Мюнхенской речи Владимира Путина, то есть последние 10 лет, особых прорывов за Лавровым не числится. Наша политика была активна, но именно Лаврову пеняют, что прежде всего не удалось наладить отношения с нашими непосредственными соседями, бывшими республиками Союза, но далеко не всё, как мы понимаем, зависело от министра.
Был у Лаврова и тяжёлый момент. Это когда десяток высокопоставленных дипломатов написали открытое письмо наверх о финансовых злоупотреблениях в министерстве, в которых прямо обвинялся близкий к Лаврову чиновник Сатурян, занимавшийся хозяйственными делами. Писали, что он, оставаясь в стране, даже умудрялся выплачивать себе большие валютные командировочные и так далее.
Тогда скандал в Кремле предпочли замять: чиновник был уволен, а один из главных разоблачителей — Грушко, сын бывшего первого зама главы КГБ — был спешно командирован в штаб-квартиру НАТО. И вот он вернулся, опять-таки, когда МИД столкнулся с таинственной историей с аргентинскими чемоданами с кокаином.
Некоторые горячие головы утверждают, что Грушко-младший вполне может стать преемником, поскольку теперь европейские проблемы выглядят куда важнее американских.
Остёр на язык
Как ни странно, но ещё долго будут вспоминать два случая, которые, как сейчас говорят, стали мемами. Первый раз Лавров произвёл сенсацию, когда в разговоре по телефону буквально обматерил британского коллегу Милибэнда. Речь шла о событиях в Грузии, после нападения на Южную Осетии и жёсткого ответа России. В первоначальном варианте Лавров назвал собеседника сукиным сыном, который не имеет права его поучать. Однако позже оба заявляли, что Лавров дал уничижительную характеристику Саакашвили.
А года три назад во время пресс-конференции Лавров отвлёкся на телефонный звонок и, не обратив внимания на включённый рядом микрофон, выдал: «Дебилы, .....!» После этого многие стали по разным поводам повторять фразу со ссылкой на министра: как сказал бы Лавров...

Словом, если Сергей Викторович всё-таки покинет министерство, то в политическое небытие он не уйдёт. Как минимум почётное место в Совете безопасности ему гарантировано. Настанет время преподавания в академии и мемуаров. У дочки с зятем крупный бизнес в сфере фармакологии. Словом, жизненные итоги — вполне благоприятные.
Новые люди во главе нашей внешней политики позволят одним фактом своего назначения слегка смягчить отношения с нашими западными партнёрами. Хотя все понимают, что последнее слово в этой сфере в России всегда за одним человеком. И вы знаете, как его зовут.