11 июля 2018 в 19:30

Трамп с улыбкой разрушает НАТО

Европа боится встречи президентов США и России, и это нормально

Президент США Дональд Трамп Президент США Дональд Трамп Фото: Global Look Press/dpa/Bernd von Jutrczenka

Брюссельский саммит НАТО начался с того, что Трамп обрушился на Германию, которая, по его мнению, стала «заложницей» России и поэтому не может тратить на оборону должное количество средств. Но «холодный приём» встревоженных европейцев снизил накал «пламенных речей» президента США, и уже вечером он заявил о «потрясающих отношениях» с ФРГ.

Все ожидали критики президента США в связи с расходами на оборону, однако то, с чего начал Трамп, стало неожиданностью даже для генсека альянса Йенса Столтенберга, указывает AFP. Германия получает большую часть энергии из РФ, заявил Трамп, отмечая, что его мишенью на этот раз будет проект «Северный поток — 2»: «После строительства нового трубопровода более 70% поставок природного газа будут поступать из России».

В ответ Ангела Меркель дала понять, что подобные голословные заявления делать не стоит. «Я помню, в том числе лично, что часть Германии была под контролем Советского Союза», — цитирует канцлерин журнал Der Spiegel. — «Мы в состоянии проводить самостоятельную политику и принимать самостоятельные решения». На что Трамп парировал: «Мы платим миллиарды долларов, чтобы защитить вас, а вы платите миллиарды долларов России». Адресная критика Трампа вызвала беспокойство в Берлине, где привыкли к прочным отношениям с президентом Обамой, отмечает The Washington Post.

Канцлер Германии Ангела Меркель Канцлер Германии Ангела Меркель Фото: Global Look Press/dpa/Bernd von Jutrczenka

Так разговор перешёл к платежеспособности. Ещё в 2014 году на саммите в Уэльсе члены НАТО договорились к 2024 году повысить расходы на оборону до 2% ВВП. Крупнейшая экономика Европы — Германия — до сих пор платит 1,24%, в то время как США платят 3,5%, отмечает AFP. «Мы защищаем Германию, Францию и всех… Это продолжается уже несколько десятилетий… Мы не собираемся мириться с этим, мы не можем мириться с этим, это неуместно», — подчеркнул Трамп.

Столтенберг признал, что Трамп выразился «очень прямолинейно», но если не брать в расчёт его пламенную риторику, союзники согласны с фундаментальными вопросами, которые поднял президент США. Необходимо повысить обороноспособность НАТО, в том числе и в борьбе с терроризмом, и более равномерно распределять расходы на оборону. Премьер-министр Канады, чья страна также не соблюдает обязательство в 2%, призвал основное внимание уделять результатам, а не тому, сколько денег израсходовано.

Накануне саммита Столтенберг в надежде умилостивить американского лидера заявил: «Я хотел бы поблагодарить президента Трампа за его лидерскую позицию по расходам на оборону». Канада и европейские члены альянса на пути к обязательствам 2024 года потратят дополнительные $266 млрд, и всё благодаря инициативе Трампа, подчеркнул он, добавляя, что в текущем году уже восемь стран-членов НАТО смогут увеличить свои расходы до 2% ВВП. В свою очередь глава Европейского совета Дональд Туск прямо заметил: «Дорогая Америка, цените ваших союзников, ведь у вас их не так много». «Мы тратим на оборону намного больше, чем Россия, и столько же, сколько Китай», — добавил он.

Атмосфера нынешнего саммита НАТО резко контрастирует с предыдущими встречами высокого уровня. Ещё перед тем, как покинуть Вашингтон и отправиться в Броюссель, Трамп заявил, что его встреча с Владимиром Путиным в Хельсинки может оказаться «самой лёгкой» частью европейского тура. Это на фоне серьёзных опасений европейцев, что комбинация саммита НАТО и встреча «один на один» Дональда Трампа и Владимира Путина может привести к резким геополитическим изменениям после окончания холодной войны. В то время, как представители стран-членов военного блока тщательно готовили саммит и текст коммюнике, чиновники НАТО высказывали опасения, что вся тяжёлая работа может оказаться бессмысленной, если после президент США аннулирует все договоренности с помощью одного яркого твита.

Президент США Дональд Трамп и премьер-министр Великобритании Тереза Мэй Президент США Дональд Трамп и премьер-министр Великобритании Тереза Мэй Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Pool Christophe Licoppe

Пока союзникам удалось утвердить создание ранее заявленных двух новых натовских командований: в Норфолке, штат Вирджиния, и немецком городе Ульм. В перспективе обсуждение миссий альянса в Ираке и Афганистане и подтверждение жёсткой линии в отношении российских действий в Крыму в 2014 году. Последний тезис ставят под сомнение недавние публичные высказывания Трампа о полуострове и возможном выводе военнослужащих из Германии — к сожалению представителей европейских стран. Дипломаты высказывают опасения, что Трамп может отказаться поставить подпись под итоговым документом, одобренным его советником по нацбезопасности Джоном Болтоном, как он уже сделал на саммите G7 в Канаде.

«Президент Трамп получил холодный приём на саммите НАТО в Брюсселе от встревоженных и сердитых европейских лидеров, но он всё ещё может рассчитывать на несколько дружелюбных лиц в старом военном альянсе», — заметили в The Washington Times. Вечером 11 июля после двусторонней встречи с Меркель Трамп отметил, что они обсудили «Северный поток — 2». Углубляться в подробности он не стал, и вместо этого подчеркнул: «У нас очень хорошие отношения с канцлером. У нас потрясающие отношения с Германией», — цитировал лидера США CNN. Трамп поздравил Меркель с «огромными успехами» и выразил надежду, что торговый оборот между США и Германией вырастет. Меркель добавила, что «была очень рада» обсудить с Трампом вопросы экономического развития, миграции и торговли. Это заявление стало «поразительным отличием от утреннего начала саммита», подчеркнул телеканал.

Стиль ведения переговоров Трампа с союзниками и оппонентами уже давно стал притчей во языцех. Вряд ли стоит преувеличивать «линии разлома» между США и Европой — в этом альянсе каждая сторона нуждается в другой. При всех устремлениях европейцев к геополитической независимости, у континента нет ни силы, ни внутренней сплочённости для защиты своих интересов и ценностей в одиночку. Точно так же и Соединённые Штаты сначала оглядываются через Атлантику перед тем, как сделать тот или иной военный и дипломатический шаг, отмечает The Atlantic. Несмотря на разговоры о былом единодушии, в трансатлантических отношениях периоды сотрудничества сменялись неизбежными периодами трений. Как по будильнику, начиная с середины 1950-х годов между США и их европейскими союзниками каждые 15-20 лет возникают серьёзные противоречия, основанные на опасениях по поводу возможного разрыва альянса.

Антон Мардасов
Антон Мардасов , Марина Балтачева