Визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Токио интересен не только тем, что совпал с днём рождения министра и нацелен уже на подготовку майской поездки японского премьера Синдзо Абэ в Россию для встречи с Владимиром Путиным.
Возможно, это последний вояж Лаврова в Японию как главы российского внешнеполитического ведомства. По словам источников RTVI в МИДе, он покинет пост министра и не войдёт в состав нового правительства, которое сформирует Владимир Путин по итогам прошедших выборов в ближайшие месяцы. Интересно и то, что под вопросом находится визит Абэ в Россию, так же как и его нахождение на посту премьера.
Sergey #Lavrov at the meeting with #Japanese FM Taro Kono in #Tokyo.
— МИД России (@MID_RF) 21 марта 2018 г.
С.В.#Лавров на встрече с мининдел Японии Т.Коно в #Токио.#Россия #Япония #МИД #Russia #Japan pic.twitter.com/z5KfZLpb4h
Коррупция и внешний враг
Ровно год назад Синдзо Абэ пообещал уйти в отставку, если будет доказана его причастность к фальсификации данных о продаже участка государственной земли школе с ультрапатриотическим уклоном, в попечительской совет которой входит его жена Акиэ Абэ. Пока таких данных не было, пишет The New York Times, Абэ держался у власти. Более того, ему удалось перенаправить недовольство граждан и вновь поднять рейтинги своего кабинета излюбленным приёмом всех политиков — активностью на внешнеполитическом поле. В первую очередь — жёсткой риторикой в отношении КНДР и мягкой — в отношении России и вопроса «возвращения северных территорий».
Однако 12 марта Минфин Японии под давлением оппозиции и местной прессы признался, что подделке подверглись 14 представленных парламенту документов о сделке с государственным участком, который был продан по резко заниженной цене знакомому жены премьера. Из них, в частности, были удалены имена Синдзо и Акиэ Абэ и других высокопоставленных чиновников.
Как минимум теперь поставлено под сомнение переизбрание Абэ на съезде Либерально-демократической партии в сентябре, как максимум — эксперты указывают на возможность его отставки. Рейтинг Абэ достиг рекордно минимальных показателей. Так, опросы The Mainichi Shimbun показывают, что 68% респондентов уверены в том, что документы были подделаны под давлением премьера с целью сокрытия коррупционных схем. При этом для удачной внешнеполитической активности у Абэ сейчас не так много возможностей: ситуация с КНДР развивается без Токио, и в возврат Россией Курильских островов в самой Японии, видимо, верят не особо.
Несмотря на активизацию контактов на высшем уровне и планирование экономических проектов, территориальный вопрос в российско-японских отношениях до сих пор — центральная тема. Напомним, что после Второй мировой войны Япония и СССР не подписали мирный договор: Советский Союз отказался подписывать мирное соглашение в Сан-Франциско в 1951 году, поскольку в нём Курильские острова не были указаны советской территорией. В 1956 году стороны подписали только совместную декларацию, которая прекращала состояние войны между государствами. Тогда Советский Союз обещал передать Японии самые маленькие два острова из спорных четырёх — Шикотан и Хабомаи, но только после того, как будет заключён мирный договор.
Официальная позиция России с тех пор не изменилась: сначала необходимо заключить мирный договор, то есть в Токио должны признать итоги Второй мировой, а уже потом возможен разговор о решении территориальной проблемы, как и обозначено в советско-японской декларации 1956-го. Япония же отказывается признавать итоги и хотела бы получить все четыре острова — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, но Абэ занял более дипломатичную позицию. Именно по его инициативе между Москвой и Токио возобновился диалог. В 2016 году лидер Японии предложил восемь направлений сотрудничества, заметив, что совместная с РФ хозяйственная деятельность на Южных Курилах принесёт выгоду для заключения мирного договора между государствами. Но процесс российско-японского сближения по-прежнему носит хрупкий характер, и не только по причине «личностной дипломатии» премьера.
Вопрос земли и обороны
19 марта генеральный секретарь японского кабмина Ёсихидэ Суга заявил, что Токио рассчитывает на продолжение диалога с Москвой относительно островов Курильской гряды после победы Владимира Путина на выборах президента России. Накануне визита Сергея Лаврова издание The Japan Times отметило, что Москва даёт сигнал о возможности определения юрисдикции совместной хозяйственной деятельности на Курильских островах — в соответствии с российским законодательством.
Однако пойдёт ли Япония на российские условия и как разделить территориальный вопрос и мирный договор — вопросы без ответа. Но активность на дипломатическим фронте выгодна обеим сторонам. Токио стремится выстроить сбалансированную политику, учитывая развитие Китая и американский взгляд на международную проблематику. Москва — привлечь японские инвестиции для развития Дальнего Востока и сотрудничать со страной, которая считается стратегическим союзником Вашингтона в регионе.
При этом российско-японские противоречия в вопросах безопасности также проявляются на публике. Так, Лавров перед визитом в интервью японским СМИ заявил, что сотрудничество Токио и Вашингтона в военной сфере «напрямую затрагивает вопросы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации», имея в виду решение Токио разместить на севере и юго-западе острова Хонсю два американских комплекса ПРО Aegis Ashore. В ответ на эти высказывания глава МИД Японии Таро Коно заявил, что размещение элементов ПРО является «важным шагом для решения ракетной угрозы со стороны КНДР» и высказывания главы МИД РФ «бьют мимо цели». Как замечает Japan Today, противоречия по этому вопросу были заметны и на пресс-конференции 21 марта.