Не из чего делать оружие: американский ВПК доедает последние запасы
США оказались в невозможной ситуации, когда их обороноспособность зависит от доброй воли главных геополитических противников, Китая и России

Возможности американского военно-промышленного комплекса снабжать Пентагон вооружениями и вести новые разработки критически зависят от поставок материалов, которыми США снабжает их главный оппонент на мировой арене, Китай. Подобная шизофреническая взаимозависимость двух критически настроенных друг к другу сверхдержав давно стала хрестоматийным примером того, как экономические реалии служат более надежными гарантами мира, чем любые договоры о ненападении. Однако, как выяснил NEWS.ru, власти Соединенных Штатов пребывают в лёгком шоке от того, что их возможность вести боевые действия против Китая (да и где угодно в мире) определяется не в Вашингтоне, а в Пекине и, до определенной степени, в Москве.
Для производства как высокотехнологичных, так и традиционных видов вооружений и всевозможной вспомогательной военной техники, от танковой брони до приборов ночного видения, военно-промышленному комплексу требуется непрерывное снабжение сырьевыми ресурсами, такими как цветные и редкоземельные металлы, необогащенный уран, и прочие элементы таблицы Менделеева.
Это кажется противоречащим всякой логике, но самая мощная в военном и экономическом отношении страна мира, Соединенные Штаты, сумели обеспечить своё глобальное доминирование при отсутствии либо острой нехватке таких минеральных ресурсов на собственной территории. Американский ВПК (как, впрочем, и все прочие отрасли промышленности) почти всецело полагается и всегда полагался на снабжение из-за моря.
Именно такая модель ресурсовозмещения и сформировала геополитическую стратегию США, начиная с импорта рабской рабочей силы. И именно поэтому в Вашингтоне круглосуточно следят за обстановкой во всех углах планеты, чтобы в случае угрозы непрерывности поставок сырья обезопасить их, если надо, военной силой.

Обещанного на три года хватит
На этой неделе эксперты Конгресса США предоставили законодателям результаты исследования, из которых видно, что американская военная промышленность располагает запасами материалов, которых хватит максимум на три года, если предположить, что основные их поставщики, Китай и Россия, вдруг сочтут, что им более нет резона снабжать потенциального противника ресурсами, которые используются для приготовления к войне с ними же.
Заняться такими расчетами американских аналитиков вынудило решение самого же Вашингтона прекратить импорт сырьевых товаров из России в рамках санкций, наложенных на неё после начала военной операции против Украины. Оказалось (впрочем, для большинства экспертов это не выглядит как гром среди ясного неба), что американский ВПК понятия не имеет о такой вещи, как импортозамещение.
Такого слова вообще нет в американском политико-экономическом лексиконе, сказала NEWS.ru экономист Наталья Волгина.
Можно, конечно, придумать какой-то термин вроде import substitution, однако в англоязычной экономической литературе вы его вряд ли найдете, по крайней мере за последние 30–40 лет. Отсутствие термина показывает отсутствие такого явления в американской экономике, потому что поставки большинства товаров из-за рубежа в США диверсифицированы, это неизбежно в либеральной экономике. Потому что если по каким-то причинам пропадает один источник, его моментально восполняют конкуренты на стороне поставщика, и ничего замещать собственными силами не требуется.
Наталья Волгина — профессор кафедры международных экономических отношений РУДН
С конца 1990-х годов США закупают антимонит в основном в Китае (в том числе с тех самых месторождений, откуда его до 1941 года поставляла Япония, так что данная логистическая цепочка существует уже без малого столетие). Объемы поставок того же антимонита из Китая в США в прошлом году составили 145 тысяч тонн.
США могут всегда рассчитывать на бесперебойные поставки необходимых материалов из соседней Канады, однако их запасы у северного соседа не идут ни в какое сравнение с теми, какими обладает Китай: всего около 7 тысяч тонн.
Вторым по объему импортером редкоземельных минералов в США до марта 2022 года была Россия (конкретно — корпорация «Норникель», которая подпала под американские санкции и прекратила поставки. На долю норильского ГМК приходится 40% производства мирового палладия и около 14% производства никеля). Третье место среди поставщика таких минералов в США с большим отрывом занимает Таджикистан.