Статистика, публикуемая ведомством Дмитрия Рогозина, вроде бы должна утешать — в 2017 году России не удалось «догнать и перегнать» Америку по количеству аварий в ракетно-космической отрасли. Дьявол кроется в деталях, полагают эксперты: если разбирать каждое происшествие, за цифрами не скрыть громадных проблем отечественной отрасли.

Госкорпорация «Роскосмос» 30 ноября опубликовала у себя на сайте отчёт, содержащий анализ статистики российских запусков за 2017 год. Данные показывают, что аварийность отечественной ракетно-космической отрасли «соответствует мировым показателям». «Интегральный показатель — доля отказов средств выведения из общей совокупности пусков (нарастающим итогом) для России составляет 5,29% и в целом соответствует мировому уровню (страны ЕС — 3,1%, США — 5,56%)», — отмечается в отчёте.

В то же время в документе указывается, что в 2017-м, несмотря на «принимаемые меры по качеству и надёжности», не удалось избежать одной аварии: 28 ноября на космодроме Восточный в результате нештатного пуска ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» космический аппарат «Метеор-М» № 2.1 (российский спутник гидрометеорологического обеспечения) и попутная полезная нагрузка (в том числе «наноспутники», принадлежащие США, ФРГ, Японии, Швеции и Норвегии) не были выведены на орбиту. Всего за период с 2014 по 2017 год уровень аварийности российских средств выведения уверенно снижается, отмечают авторы ведомственного отчёта: «...в 2014 году он составлял 8,1% (три аварии при общем количестве пусков 37), в 2015 году — 6,9% (две аварии из 29 пусков), в 2016 году — 5,3% (одна авария из 19 пусков), в 2017 году — 4,8%».

Между тем показательна статистика ЧП в отрасли с учётом периода до 2014 года — она показывает регулярную аварийность пребывающей в кризисе отрасли. С 2010 года неудачей завершились 14 запусков российских ракет-носителей, в общей сложности было потеряно три грузовых корабля «Прогресс» и 32 иностранных и российских спутника. Последний эпизод произошёл 11 октября 2014 года и стал первой аварией в истории отечественной пилотируемой космонавтики. Тогда носитель «Союз-ФГ» не смог доставить с космодрома Байконур на МКС корабль «Союз МС-10», на борту которого находились российский космонавт Алексей Овчинин и астронавт NASA Ник Хейг. Экипаж остался жив благодаря аварийной системе пилотируемого корабля. Созданная Роскосмосом комиссия установила причину аварии — ошибка в работе датчика, сигнализирующего о разделении ступеней — и пообещала установить виновных. Российские эксперты охарактеризовали ЧП с «Союзом» как один из симптомов системного кризиса в отечественной ракетно-космической отрасли. Среди причин состояния — недостаток финансирования, устаревшее оборудование и низкие зарплаты персонала.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

На Западе также происходят аварии. Одна из самых громких за последнее время случилась 28 октября 2014 года. При запуске с космопорта на острове Уоллопс в Атлантическом океане американский носитель Antares 130 частной компании Orbital был взорван по решению оператора из-за неполадок в работе первой ступени. Ракета должна была вывести на орбиту грузовой космический корабль Cygnus с грузами для МКС.

Аварийные запуски были также у частной космической компании Илона Маска SpaceX. Так, 29 июня 2015 года ракета Falcon 9 с грузовым кораблём Dragon (также с грузом для МКС) взорвалась в воздухе после старта с космодрома на мысе Канаверал. По заявлению главы компании Илона Маска, причиной произошедшего стало избыточное давление в баке с окислителем верхней ступени ракеты-носителя. 1 сентября 2016 года носитель Falcon 9 взорвался прямо на стартовой площадке авиабазы. В результате был потерян космический аппарат Amos-6 — коммуникационный спутник Израиля. Причиной взрыва специалисты компании назвали скопление жидкого кислорода в оболочке одного из контейнеров с гелием в баке второй ступени.

Когда в прессе появляются сообщения про «процентную долю аварий», аварийность на уровне 5−6% со стороны кажется приемлемой, но всё упирается в детали, отмечает News.ru научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

«Если разбираться конкретно в каждой аварии, то сразу понимаешь, что проблемы у нас, а не у них. С одной стороны, технические сбои действительно характерны для любой ракетно-космической отрасли. С другой, аварийность на Западе в основном связана с деятельностью пионеров и стартаперов, тех, кто осваивает новые для себя отрасли или технологии. От подобного рода проектов действительно сложно ожидать стопроцентно успешных запусков», — объясняет эксперт.

В России другая ситуация, продолжает Моисеев, а именно падают ракеты-носители давно известных и надёжных семейств. «Первая авария РН „Союз“ произошла в 1967 году, и до сих пор аварии случаются, хотя проверенные РН должны летать безаварийно». Сравнение со статистикой аналогичных ракет на Западе не в пользу Роскосмоса, указывает аналитик: «Европейские ракеты-носители семейства Ariane, первые запуски которых состоялись на рубеже 1960−1970-х, взлетают безаварийно с 2002 года. Американские ракеты-носители семейства Delta запускаются с 1960-х и безаварийно летают с 1998 года». В России аварии «Союзов» и «Протонов» происходят регулярно, и это не случайности, а свидетельство системных проблем. При небольшом количестве запусков в среднем происходит одна крупная авария в год, заключает эксперт.