08 февраля 2018 в 14:44

Судейский иммунитет

Регламент ГИБДД, вступивший в силу менее четырёх месяцев назад, уже правят, в том числе для соблюдения закона о статусе судей

Фото: ТАСС/Сергей Мальгавко

Вступил в силу приказ, который уточняет порядок общения инспекторов ДПС и участников дорожного движения. По сути, это изменения в новый Регламент ГИБДД, действующий с октября прошлого года.

Внесённые изменения среди прочего касаются взаимоотношений с представителями судейского корпуса. Так, сотрудник ДПС теперь не может возбудить дело при административном правонарушении, если его совершил судья. Дело в том, что слово «судья» из пункта 301 регламента теперь исключено.

Кроме того, сотрудники ДПС не могут отстранять представителей судейского корпуса от управления транспортным средством и направлять их на медосвидетельствование.

Не могут сотрудники ДПС также составить в отношении судей протокол об административном нарушении. Вместо этого при выявлении «достаточных данных, указывающих на наличие события административного нарушения» (п. 302) инспектор должен составить рапорт и передать его вышестоящему руководству. И оно-то уже, при наличии достаточных оснований, принимает решение о передаче материалов в надзорное ведомство.

Иными словами, сотрудник ДПС, даже если у него есть для этого веские основания, не может ничего поделать с судьёй-нарушителем. Таким образом, не только прокуроры, но и судьи оказались в привилегированном положении.

Исключительные судьи

Истории с пьяными судьями за рулём регулярно появляются в СМИ и вызывают естественное возмущение граждан, особенно когда в числе нарушителей оказываются те, кто должен стоять на страже закона.

Так, в ноябре прошлого года в СМИ прошла информация о ДТП в Ростовской области, участником которого стал судья Азовского городского суда.

По данным СМИ, мужчина был пьян, пройти тест на алкоголь отказался, зато сразу после ДТП вышел из машины и начал менять на ней номера. История наделала много шума, проверкой обстоятельств произошедшего занялись Ростовский областной суд и региональное следственное управление Следственного комитета. В итоге Высшая квалификационная коллегия судей досрочно прекратила полномочия судьи, попавшего в ДТП.

Между тем для возбуждения уголовного дела в отношении судьи, совершившего правонарушение, необходимо соблюдение ряда процедур.

Леонид Ольшанский, адвокат, вице-президент Движения автомобилистов России, специально для News.ru:

Фото: youtube.com

— Это не привилегии. Мы живём строго по законам нашего государства. Закон о статусе судей запрещает так просто привлекать судью к ответственности. Чтобы привлечь судью к любой ответственности, существует сложная процедура. Нужно согласие квалификационной коллегии судей, и только после этого на очень высоком уровне Следственного комитета может быть возбуждено дело.

[Приказ] — это приведение в порядок регламента в соответствии с законами государства.

Вместе с тем необходимо признать, что пьяный водитель, независимо от его статуса, — это пьяный водитель. И он представляет опасность не только для себя, но и для окружающих.

Ещё в 2016 году зампред комитета Госдумы по градостроительству Вячеслав Лысаков внёс законопроект, дающий право инспекторам отстранять от управления автомобилем пьяных судей и следователей. Документ не принят, но депутат считает, что шансы на отмену иммунитета для подобных нарушителей есть. По его мнению, опубликованному в газете «Коммерсант», существует противоречие между федеральным законом и ведомственным актом.

«Полицейский должен защищать жизнь и здоровье граждан по закону „О полиции“. О какой защите может идти речь, когда нетрезвый водитель продолжает находиться за рулём?» — возмущён Вячеслав Лысаков.

Действительно, получается, что в силу иммунитета судью нельзя лишить даже водительских прав, но ведь судейские привилегии не дают права сознательно нарушать закон, который они, собственно, и призваны охранять. А если это происходит, то чем судья отличается от любого другого гражданина?

Анна Тарасова
А. Тарасова