07 августа 2025 в 11:44

Смертная казнь: от древности до наших дней

Смертная казнь: от древности до наших дней Смертная казнь: от древности до наших дней Фото: Сгенерировано в Midjourney/NEWS.ru

В древних обществах казнь часто носила ритуальный характер и служила публичным зрелищем, устрашающим население и утверждающим мощь государства или религиозных институтов. Казни в Древнем Риме (распятие, сожжение, сбрасывание со скалы) или средневековой Европе (колесование, четвертование, сожжение на костре) были не просто лишением жизни, но и актом максимального унижения и устрашения. В средневековой Руси, как упоминалось, казни первоначально были редки. Интересно, что даже в суровом Соборном уложении 1649 года, несмотря на обилие преступлений, каравшихся смертью, процедура исполнения приговора была строго регламентирована и требовала многократного подтверждения вины («облихования») и царского утверждения, что несколько ограничивало произвол. Смертная казнь в СССР прошла сложный путь: от формальной отмены после революции 1917 года (и восстановления уже в 1918-м для борьбы с контрреволюцией) до чудовищного масштаба репрессий 1937–1938 годов, когда выносили смертные приговоры тысячам людей в день, часто без элементарного следствия. После смерти Иосифа Сталина применение смертной казни сузилось, но сохранялось за особо тяжкие преступления вплоть до распада Союза.

Эволюция методов в сторону «гуманизации», начавшаяся в эпоху Просвещения, была мотивирована идеями Чезаре Беккариа и Шарля Луи де Монтескье о недопустимости излишней жестокости государства. Гильотина, изобретенная в конце XVIII века во Франции, позиционировалась как быстрый и безболезненный способ казни, доступный для всех сословий, в отличие от привилегированного меча аристократов. Электрический стул (1890, США), газовая камера (1924, США) и, наконец, смертельная инъекция (1977, США) — все эти инновации преследовали цель минимизировать физические страдания приговоренного и сделать процесс более «клиническим», стерильным, что, однако, не снимало этических вопросов. Сегодня исторические методы казни в большинстве сохранивших ее стран уступили место инъекции или расстрелу. Однако попытки усовершенствования продолжаются, как показал эксперимент с азотным удушением в Алабаме в 2024 году, который вызвал новые споры о том, что жестокость может быть не только физической, но и психологической, а также о непредсказуемости новых методов.

Страны, где смертная казнь запрещена и где сохраняется Страны, где смертная казнь запрещена и где сохраняется Фото: Алексей Белкин/NEWS.ru

Страны, где смертная казнь запрещена и где сохраняется

Глобальная карта применения смертной казни демонстрирует четкий, хотя и не линейный тренд к отмене. Аболиционизм (полная отмена) или де-факто отмена (когда законы есть, но казни не проводятся десятилетиями) стали нормой для Европы, Южной Америки, Канады, Австралии, Новой Зеландии и значительной части Африки. Важно понимать различия: некоторые страны отменили казнь за все преступления, другие — только за общеуголовные, сохраняя ее для особых обстоятельств, например военного времени. Смертная казнь в РФ юридически существует, но не применяется с 1996 года благодаря президентскому указу о моратории, позже подтвержденному решением Конституционного суда. Однако дискуссии о ее возможном возврате периодически возобновляются, особенно после резонансных преступлений. Последняя смертная казнь на территории современной России была приведена в исполнение в 1996 году до вступления моратория в силу.

В противовес этой тенденции группа стран не только сохраняет, но и активно применяет высшую меру. Смертная казнь в Китае остается государственной тайной. Официальная статистика не публикуется. Казни применяются за широкий спектр преступлений — от убийства и наркоторговли до коррупции.

В Иране, помимо «обычных» преступлений (убийства, наркотики), казнят за «враждование против Бога» (мохаребе), «распространение коррупции на земле» (мофсед-фель-арз) и преступления против нравственности (супружеская измена, гомосексуальность). Широко практикуются публичные казни.

США — единственная страна Запада, активно применяющая смертную казнь, хотя и в ограниченном числе штатов (например, в Техасе, Флориде, Оклахоме, Алабаме, Миссури). Здесь остро стоят проблемы длительных сроков ожидания казни («смертный ряд») и неоднозначность методов исполнения.

Можно ли оправдать смертную казнь? Можно ли оправдать смертную казнь? Фото: Сгенерировано в Midjourney/NEWS.ru

Можно ли оправдать смертную казнь? Аргументы сторонников и противников

Смертная казнь — один из самых острых морально-этических и правовых споров современности. Полярность позиций обусловлена фундаментальными различиями в понимании справедливости, цели наказания и роли государства.

Аргументы сторонников (ретенционистов)

Принцип возмездия (Retribution) и справедливости. Утверждается, что за особо тяжкие преступления (серийные убийства, терроризм, жестокие изнасилования детей) единственной адекватной и справедливой мерой является лишение жизни преступника. Принцип «око за око» интерпретируется как восстановление морального баланса. В обществах с сильными коллективистскими или религиозными традициями (как в некоторых штатах США, странах Ближнего Востока или Азии) этот аргумент резонирует особенно сильно.

Казнь гарантирует, что опасный преступник никогда больше не совершит преступления. Этот аргумент актуален в случаях серийных убийц или террористов, где риск побега или освобождения (пусть и гипотетический) считается неприемлемым.

Утверждается, что пожизненное содержание заключенного на протяжении десятилетий обходится налогоплательщикам значительно дороже, чем приведение в исполнение смертного приговора.

Сторонники верят, что угроза смертной казни удерживает потенциальных преступников от совершения тяжких преступлений. Этот аргумент часто используется властями таких стран, как Сингапур или Саудовская Аравия, связывающих свою низкую преступность с суровостью наказаний.

Смертная казнь в мире: история, аргументы за и против, современные тенденции Смертная казнь в мире: история, аргументы за и против, современные тенденции Фото: Алексей Белкин/NEWS.ru

Аргументы противников (аболиционистов)

Риск необратимой судебной ошибки — это самый весомый аргумент. Судебные системы несовершенны. Факты могут быть сфальсифицированы, свидетели — лгать или ошибаться, защита — неэффективна, доказательства (включая ДНК) утрачены или неправильно интерпретированы. С 1973 года в США более 190 человек были освобождены со «смертного ряда» после доказательства их невиновности. История знает чудовищные примеры несправедливых казней, таких как дело Не Шубиня в Китае (казнен в 1995-м, реабилитирован посмертно в 2016-м). Казнь невиновного — непоправимая трагедия и позор для правосудия.

Подавляющее большинство криминалистических исследований, включая масштабные работы ООН и ведущих университетов, не обнаруживают убедительных доказательств того, что смертная казнь сдерживает преступность эффективнее, чем пожизненное заключение. Преступники часто действуют в аффекте, под влиянием наркотиков или не рассчитывают быть пойманными. Опыт стран, отменивших казнь, не показал всплеска тяжких преступлений.

Противники считают, что санкционированное государством убийство, даже как наказание, лишь увековечивает цикл насилия и снижает ценность человеческой жизни в глазах общества. Оно не исцеляет боль жертв, а может лишь создавать новых — родственников казненного. Казнь не решает коренных причин преступности (бедность, неравенство, психические болезни, социальная дезинтеграция).

Статистика (особенно в США) показывает, что смертная казнь применяется непропорционально чаще к бедным, представителям расовых и этнических меньшинств, людям с психическими заболеваниями или интеллектуальными нарушениями. Решающую роль часто играет не тяжесть преступления, а географическое расположение (штат/округ), уровень профессионализма адвоката, расовая принадлежность жертвы и личные взгляды прокурора или присяжных.

Даже «гуманные» методы казни сопряжены с риском мучительной смерти (неудачные инъекции, длительное удушение азотом). Сам многолетний период ожидания казни на «смертном ряду» в условиях изоляции и неопределенности является формой психологической пытки.

Отмена смертной казни в 112 странах — безусловное свидетельство прогресса в осознании незыблемости права на жизнь и недопустимости монополии государства на убийство. Этот прогресс базируется на понимании риска фатальных ошибок, отсутствии доказанного сдерживающего эффекта. Философский вопрос о моральном праве государства казнить остается открытым.

Оксана Головина
О. Головина