По разным оценкам от 10% до 20% детей страдают от дислексии. С каждым годом их количество увеличивается. Это особенность восприятия информации, связанная с нарушением способностей к овладению навыками чтения и письма. Такие дети плохо читают, путают буквы в словах при письме, не понимают, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Также они рассеянны, невнимательны, плохо выполняют инструкции. NEWS.ru спросил у нейропсихолога Центра диагностики и поддержки детей с трудностями в обучении Ассоциации родителей и детей с дислексией Галины Юрченко, как вовремя выявить нарушение и эффективно справиться с ним.

—Галина Александровна, из-за чего возникает дислексия. Это особенности развития головного мозга или нарушения психики?

— Чаще всего дислексия связана с несформированностьювысших психических функций, также бывает следствием травмы головного мозга или перенесенного инфекционного заболевания (например, менингита). Дислексия может стать следствием тяжелых родов у матери —гипоксии плода (кислородного голодания) или травмы, полученной во время прохождения через родовые пути. Есть и социальные причины возникновения трудностей в обучении. Иногда мы встречаем так называемую педагогическую запущенность, когда развитию ребенка не уделяется должного внимания, или, наоборот, мы видим излишний упор на раннее развитие и чрезмерные нагрузки, которые также приводят к дисбалансу в развитии. В обоих случаях незрелость структур головного мозга может привести к появлению трудностей в обучении.

— По каким первым признакам можно заподозрить у ребёнка дислексию?

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

— Требования, предъявляемые к дошкольникам и ученикам очень отличаются. До школы часто считают, что ребенок еще маленький, поэтому на многие трудности не обращают должного внимания.А это уже могут быть сигналы о том, что ребенок находится в группе риска по дислексии. Если ребенок поздно заговорил, у него бедный словарный запас, нарушение фонематического слуха, трудности запоминания дней недели, месяцев, времен года, стихотворений, ему сложно играть с мячом, рисовать, есть трудности при построении грамматически правильного предложения, это повод задуматься. В будущем у него возможны трудности с усвоением школьной программы. В школе и родители, и учителя сразу замечают, что у ребенка есть трудности: наблюдается медлительность либо чрезмерная активность, ребенок быстро устает, отвлекается, ему сложно сосредоточиться, не может запомнить буквы или ему сложно читать, не понимает смысл прочитанного, пропускает буквы при письме или переставляет их местами. В итоге ребенок не усваивает учебный материал так, как удается его сверстникам, не смотря на все старания.

Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru

— Многие симптомы, которые вы сейчас описываете, похожи на СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). В России его до сих пор не признают заболеванием. Препараты корректирующей терапии находятся под запретом.

— Вопросы, касающиеся лечения, лучше адресовать врачам. Это их сфера компетенции. Что касается СДВГ, то к основным симптомам относят трудности концентрации внимания, импульсивность, чрезмерную двигательную активность.Конечно, эти особенности влияют на процесс усвоения учебной информации. Специалист на диагностике разъясняет, что означает СДВГ с точки зрения нейропсихологии, а затем проводит коррекционную работу.

— Как лечить дислексию? Можно ли полностью скорректировать это состояние?

— Дислексию не лечат, таких лекарств не существует. При наличии неврологических трудностей лечение может назначить невролог. На консультацию к неврологам направляем довольно часто. Но коррекцией дислексии занимаются нейропсихологи илогопеды. Во время коррекционных занятий при помощи игр, упражнений, разных двигательных заданий развиваем высшие психические функции. Динамика у детей разная. Иногда результат виден очень быстро, бывает и так, что необходима более длительная работа. Детям важно знать свои особенности и учитывать их. Например, если ребенок быстро истощается, ему сложно управлять своим вниманием, то важно соблюдать режим дня. Если ребенок постоянно поздно ложится спать, то в школе может не хватить энергии на все уроки.Часто эти простые вещи не учитываются.

— Как к вам попадают дети с дислексией? Их приводят учителя или родители?

— На занятия детей приводят родители. Информацию о дислексии чаще всего находят в интернете. Родители отмечают, что обращались за консультациями к разным специалистам, водили на занятия, но о дислексии и нейропсихологии нигде не рассказывали. А прочитав статьи в интернете, поняли, что на самом деле происходит с ребенком. Также на диагностику к нейропсихологу часто направляют логопеды, врачи и учителя. В последнее время большое количество учителей с пониманием относится к детям, у которых дислексия, оказывают поддержку, разъясняют родителям причины трудностей в обучении у детей, направляют к специалистам. Но бывают ситуации, когда из-за непонимания со стороны учителей и негативных оценок одноклассников, дети приходят на занятия со слезами, обидой. Нередки ситуации, когда у детей состояниеневроза или депрессии. Детей, которым сложно учиться, часто можно неправильно понять. Они могут одевать маску равнодушия, весельчака или даже агрессора, чтобы скрыть внутренние переживания и ошибки.

— Диагноз «дислексия» начали ставить в России недавно — 10–15 лет назад. До этого такие дети были какими угодно — глупыми, ленивыми, безучастными, но только не больными. Получается, что взрослых с невылеченной дислексией много. Какие трудности они испытывают?

— Каждый достигает успехов в определённой области и учится обходить трудности. Ну не получалось у человека грамотно писать, зато он стал хорошим парикмахером, программистом, технологом. Каждый из нас выбирает для себя ту область, где можно проявить свои лучшие качества. Многие родители детей с дислексией мне потом признавались, что у них всегда была эта же особенность. Но они просто не думали об этом. Конечно, это не лучшим образом влияет на мировосприятие и карьеру. Поэтому лучше корректировать дислексию в детстве.