Певец Филипп Киркоров попал в списки должников по ЖКХ. Он составил отличную компанию Лолите Милявской, чьи разборки с ТСЖ не один год смакуют сограждане. Правда, в случае с королём российской эстрады речь идёт всего о 3 тыс. рублей, а ТСЖ предъявляет Лолите счета на сотни тысяч рублей. Тем не менее сам факт задолженности за коммунальные услуги со стороны звёзд депутат Госдумы Галина Хованская в комментарии для News.ru назвала «безобразием».
Самым громкий скандал в сфере ЖКХ связан с именем Лолиты Милявской. Басманный суд столицы ещё в 2012 году рассматривал иск против певицы, согласно которому товарищество собственников жилья требовало от певицы аж 486 тысяч рублей в счёт неуплаты за коммунальные услуги. Три тысячи рублей Киркорова на этом фоне выглядят мелочью. Но есть и другие должники, не менее именитые. Балерине Анастасии Волочковой придётся выяснять отношения с обслуживающей её дом компанией: долг на сентябрь составил 300 тыс. рублей. А Земфиру приставы объявили в розыск: хотя она задолжала за услуги ЖКХ всего 11 тысяч, но пени за два года заметно округлили сумму. В должниках ходит также Лада Дэнс и, возможно, кто-то ещё, но эти скандалы просто не успели просочиться в СМИ.
Долги за ЖКХ Филиппа Киркорова, Лолиты и прочих из этой когорты — это безобразие. В итоге за них платят люди далеко не с такими доходами, как у Киркорова. За хлеб в магазине он же платит, а почему же не надо платить за тепло в квартире и за то, что ему поступает очищенная вода?
Депутат уверена: сегодня нет никаких проблем с оплатой квитанций по ЖКХ — для этого не нужно выстаивать длинные очереди, как это было несколько лет назад, и можно даже не выходить из дома, оплатив всё онлайн. Но беда в том, что многие не платят по квитанциям из принципиальных соображений. Волочкова, к примеру, не оплачивает вывоз мусора, охрану и благоустройство территории, поскольку «эти деньги уходят непонятно на что», а её саму просто «пытаются обобрать».
Впрочем, по мнению экспертов, обобрать пытаются всех, не только бомонд. Средний чек на услуги ЖКХ в России за первые шесть месяцев 2019 года вырос на 5%, до 3687 рублей. Причиной стало двухэтапное повышение коммунальных тарифов в связи с увеличением НДС до 20%. За первый квартал текущего года россияне задолжали за услуги ЖКХ 564,5 млрд рублей. Но так ли уж верны эти цифры?
«Тарифы завышены на 30%»
Константин Крохин, специалист по проблемам ЖКХ, рассказал, что просроченная задолженность по ЖКХ растёт. Эксперт связал это с падением доходов населения и отметил, что рост идёт темпами, не превышающими темпы падения доходов или темпы инфляции. Динамика роста безнадёжной задолженности по ЖКХ минимальная, около 2%, тогда как, например, с потребительскими кредитами ситуация совсем иная — там гораздо быстрее растут долги. Цифры в отношении просроченной задолженности варьируют, но в среднем составляют около 10%.
По Московскому региону средняя просроченная задолженность составляет около 10% от общей суммы начисленной платы за ЖКХ. В зависимости от сезона эта цифра варьирует, но незначительно: летом долги больше, к Новому году люди стараются погасить долги, в январе снова может долг возрасти.
Точных данных здесь нет, считает Крохин. Цифрами по задолженности часто манипулируют структуры, имеющие отношение к отрасли, чтобы сделать алармистские заявления об ужесточении санкций, о наведении порядка, о начислениях и так далее.
На самом деле ситуация не настолько катастрофична. Данные по начислениям никто не проверял контррасчётом. Во многих цифрах изначально заложены 20–30% сверх суммы реального долга. Туда вписаны все потери поставщиков тех или иных ресурсов на всех этапах поставки. Затем они обращаются в региональные органы власти либо выходят на федеральный уровень с инициативами по списанию долгов или с тем, чтобы им облегчили налогообложение, улучшили условия их монопольного существования. Корректировка управления, повышение эффективности управления может дать нам 20–30% резерва.
С мнением Крохина согласна и Татьяна Овчаренко, руководитель «Школы активного горожанина»: сама по себе цифра долга ни о чём не говорит. Долги часто выдуманы, поэтому ни о каком серьёзном анализе задолженности потребителей не может идти и речи. Овчаренко винит управляющие компании в спекуляциях.
Система учёта плодит мнимые долги. По «денежному мешку» никаких долгов нет. Это лишь средство манипуляции в борьбе за повышение тарифов. У нас 98,5% населения платит. Это наивысший уровень платежей. Понятно, что 100% оплаты не будет никогда. Но специфика бухучёта в УК такова, что даже уже оплаченные долги годами не списываются. Люди могут пять раз заплатить за одно и то же, но долги не будут списаны. В УК плюют на указания Банка РФ о том, как должен на самом деле вестись бухгалтерский учёт в сфере ЖКХ. Потому что УК выгодно иметь долги — это основа повышения тарифа.
Овчаренко уверена, что правительству в первую очередь следует разобраться с долгами по ЖКХ юридических лиц, а не обычных граждан. В совокупности две трети долга имеют отношение к юрлицам, считает эксперт.
Они всегда были должны, и будут должны, потому что нет никаких мер, которые к ним можно было бы применить, — считает руководитель «Школы активного горожанина». — Министерства у нас не платят. А спросите ФСБ, какие у них долги?
С претензией к ведомствам согласились все спикеры, включая Галину Хованскую. Председатель комитета ГД РФ по жилищной политике и ЖКХ отметила: в структуре должников доминируют долги федеральных органов, Министерства обороны и так далее. В силу возложенных на них функций по отношению к ним никаких карательных мер не принимается. Зато о взыскании долгов с граждан правительство печётся с завидным энтузиазмом.
О грядущих переменах
Хованская обратила внимание на предстоящие перемены в области привлечения к ответственности должников по ЖКХ из числа обычных граждан. С 1 октября должен был вступить в силу закон, вносящий изменения в Гражданский процессуальный кодекс. Согласно этим новациям, в суд можно обратиться, только если у истца (чаще всего это управляющие компании, ТСЖ и подобные им организации) есть персональные данные неплательщика. В качестве одного из индикаторов должника должен быть указан СНИЛС, ИНН, ОГРНИП, серия и номер паспорта, водительского удостоверения или свидетельства о регистрации автомобиля. Это делается для того, чтобы не было возможности предъявить требования по долгам к людям, которые ни в чём не виноваты. Но у управляющих организаций и у поставщиков ресурсов таких персональных данных потребителей нет. В квитанции стоит адрес, а то и просто номер счёта. И ресурснику всё равно, кто живёт по этому адресу — лишь бы платили вовремя. Теперь же для обращения в суд организациям из сферы ЖКХ надо будет овладеть нашими персональными данными.
Закон отсрочили пока на полгода, до апреля 2020 года в надежде на то, что правительство что-нибудь придумает, чтобы удовлетворить требования ГПК, с одной стороны, а с другой — «не выпустить все наши персональные данные практически в открытый доступ». Потому что управляющая организация может поменяться завтра, и как она будет обходиться с нашими персональными данными — непонятно, пояснила Хованская.
По мнению эксперта, возможно, нас ждёт ещё одно изменение и правительство наконец-то введёт федеральный стандарт, согласно которому субсидии на платежи по ЖКХ будут начинаться после достижения цифры 15% от бюджета семьи — сегодня такую субсидию дают лишь тогда, когда сумма выплат по счетам превышает 22% от общего дохода домохозяйства.
Надо помочь семьям с низкими доходами. В Москве субсидии начинаются уже после 10% — я провела в своё время этот проект в Мосгордуме и горжусь этим — при таком росте тарифов что бы мы сейчас делали? Субсидия — это механизм адресной помощи, и это очень важно. Для многих домохозяйств плата за услуги ЖКХ — очень серьёзная трата, — считает депутат.
Ситуация радикально изменится, когда начнут правильно считать стоимость услуг — таково мнение Константина Крохина. Второй важный момент, с точки зрения эксперта, состоит в том, чтобы наладить платежи от военных, от юридических лиц и т. п. И третий: доходы населения должны вырасти, чтобы выправилась ситуация.
Во всей нашей экономике сфера ЖКХ наиболее дисциплинирована. Граждане скорее ограничат себя в покупке одежды, услуг и даже продуктов, но при этом заплатят за ЖКХ, потому что это жильё. Это единственная ценность, которая осталась, которая связывает поколения. Люди очень дорожат своим жильём, — утверждает председатель Союза жилищных организаций Москвы.
Дисциплина платежей по ЖКХ упадёт в последнюю очередь, считает эксперт. Сейчас в этой сфере много всего тревожного «подрисовано» для того, чтобы создать фон для принятия правительственных решений в пользу энергомонополистов, уверен Крохин.