Ссоры с родителями, издевательства одноклассников, первая любовь, ощущение «ненужности» — проблемы, которые могут вогнать подростка в депрессию и довести его до отчаянных поступков. Это может коснуться не только трудных детей, стоящих на учёте в полиции, но и отпрысков из вполне благополучных семей. Как предотвратить непродуманные шаги подростка, который чувствует себя одиноким и брошенным, ощущает полную безнадёжность и не видит светлых сторон в жизни? Куда ему обратиться за помощью, если с мамой, папой и одноклассниками даже говорить не хочется?
Ситуации, когда подростку нужна помощь, не редкость, соглашаются опрошенные News.ru психологи. Часто эмоциональные срывы заканчиваются попытками суицида. Виной тому, в многом, юношеский максимализм. В 16 лет кажется, что, если ты провалил экзамены, не поступил в вуз или понравившийся человек не отвечает взаимностью — жизнь кончена, и ничего хорошего в будущем уже не ждёт. Конечно, на самом деле это далеко не так, каждому человеку жизнь даёт огромное количество возможностей. Но, чтобы увидеть их, нужно смотреть на мир шире, а в подростковом возрасте это получается не у всех.
Стать добрым другом и собеседником для подростка, по идее, должен учитель, классный руководитель. Но у работника сферы образования и без того много обязанностей — провести уроки, проверить тетрадки, заполнить журналы. Да и не всегда у преподавателя есть соответствующий опыт — разглядеть депрессию бывает сложно, особенно если в классе больше тридцати учеников. Распознать тревожность у подростка мог бы школьный психолог. Но, к сожалению, сейчас во многих учебных заведениях такие специалисты отсутствуют. А если они и есть, зачастую не выполняют прямых обязанностей, сетует сотрудница Института возрастной психологии РАО Ольга Осипова.
«Их работой не должна быть просто „диагностика познавательного развития“. Психолог не должен быть пустым местом. Он должен общаться со всеми детьми, стать им другом», — объясняет собеседница.
Пообщавшись с детьми в неформальной обстановке, хороший психолог сразу отметит признаки близкого эмоционального срыва. Он может найти способы помочь подростку, находящемуся «в метаниях». Например, поговорить по душам, чтобы по итогам беседы сам ребёнок пришёл к выводу: в его жизни всё не так плохо.
Соцслужбы и психологические центры
После того, как московский школьник в результате срыва появился в учебном заведении с ножом, столичный уполномоченный по правам ребёнка Евгений Бунимович задался вопросом: куда глядела соцслужба? А ответить на этот вопрос очень легко: соцслужба не следит за всеми детьми, она включается в работу по сигналу, например, от учителей, родителей. Но, как показывает практика, такие обращения поступают не всегда. Близкие люди то ли не обращают внимание на грусть и тревожность ребёнка, то ли считают это нормальным.
Специалист Центра социальной помощи семье и детям Василеостровского района Кира Чебулаева подтвердила, что по «благополучным» подросткам в соцслужбу никто не обращается.
«Учителя могут писать запросы о прогулах или плохом поведении, чтобы Центр провёл профилактическую работу. Направления идут как от школ, так и из полиции, если несовершеннолетних поймали на краже, распитие спиртных напитков или курении», — сказала она.
Психолог Ольга Осипова отметила, что в России сейчас существуют государственные формы поддержки: психологические районные центры и «горячая» телефонная линия. Однако не каждый подросток, оказавшийся в такой ситуации, найдёт в себе силы обратиться за помощью. Для этого необходимо не только знать о существовании организаций, которые помогут, но и преодолеть смущение, чтобы открыться перед незнакомыми людьми.
Кроме того, такие центры помощи есть не во всех районах. Например, в Москве, где живут миллионы человек, судя по сайту мэрии, таких центров всего четырнадцать. Насколько могут они быть полезными для школьника — большой вопрос. Встать в очередь, записаться на консультацию, ехать в другой район втайне от родителей — не слишком ли много усилий для задавленного грустными мыслями ребёнка? Проще всего — позвонить на горячую линию или пообщаться со специалистом в чате.
Корреспондент News.ru провёл эксперимент, позвонив на горячую линию и представившись одиннадцатиклассником, который боится не поступить в престижный вуз, разочаровать родителей и вызвать насмешки одноклассников. Разговор оказался очень полезным. Специалист по телефону ответила сразу же, она внимательно выслушала рассказ о проблеме, расспросила обо всех аспектах жизни нашего героя (отношения с родителями, учёба в школе) и дала советы: не зацикливаться на одном факультете одного вуза, рассмотреть возможность учёбы по другим специальностям, поговорить с родителями.
А вот аналогичный эксперимент с перепиской в чате — не удался. К сожалению, оказалось, что пообщаться в чате можно только с 15:00 до 20:00 по московскому времени. В 15:43 мск корреспондент News.ru отправил туда запрос от имени страдающего подростка. На момент публикации статьи, специалист на просьбу о помощи не ответил.
НКО в помощь подросткам
Работой с подростками занимаются и некоммерческие организации. Один из проектов посвящён поддержке школьников, которых травят одноклассники — «Травли.нет». В рамках его подросткам также будет оказываться психологическая помощь. Сейчас создаётся «карта помощи», куда будут нанесены адреса и телефоны российских психологов-волонтёров, готовых поговорить с эмоциональным ребёнком, выслушать его.
«Если подростка травят, он может написать нам об этом и мы постараемся помочь теми средствами, которыми располагаем», — говорит создатель проекта Ольга Журавская.
Однако, приоритет проекта — работать со школой целиком, чтобы ликвидировать ситуации травли. Оказать помощь московским подросткам готов также благотворительный фонд «Шанс». Специалисты фонда указали, что готовы принять любого ребёнка, если он обратится за помощью. Беседа с профессиональным психологом будет строго конфиденциальной.
«В фонде хорошие специалисты: девиантологи, специалисты по депрессиям, психоаналитики. Но, к сожалению, проблема здесь в том, что подростки сами редко обращаются. Они не знают, что можно куда-то обратиться, поскольку распространением информации мало кто не занимается. Мы стараемся это исправить: участвуем на конференциях, ведём группы в социальных сетях», — сообщил News.ru представитель фонда.
«В России почти нет мест, куда подросток может прийти без родителей. Центров и специалистов меньше, чем запросов. Особенно не хватает бесплатной, доступной помощи», — констатировала психолог Анастасия Крысько.
Однако такие организации всё же есть: это, например, Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г. Е. Сухаревой, Центр Экстренной Психологической Помощи (МГППУ), Благотворительный Фонд психологической поддержки «Будущее сейчас», Некоммерческое партнерство содействия развитию детей и подростков «Перекресток Плюс».
Помочь подросткам готовы коммерческие организации и платные психологи. Но для того, чтобы найти деньги на поход к специалисту, школьник должен поговорить с родителям и убедить маму с папой, что его психологическая проблема — серьёзна.
Между тем, психолог Павел Жавнеров в беседе с News.ru отметил, что выйти из депрессии подросток может и сам. Для этого нужно снять накопившееся напряжение, найти светлые стороны в жизни. Это позволит понять, что мир не ограничивается школой, экзаменами, даже друзьями и семьёй. Всегда найдётся то, что доставит радость: интересное хобби, спорт, йога, музыка, кино, книги, даже компьютерные игры.
«В жизни не всегда всё происходит так, как хочется. Человек может не стать юристом или экономистом, не сдать экзамены, поссориться с другом. Но нужно учиться ощущать себя счастливым, получать удовольствие от жизни, несмотря ни на что», — говорит эксперт.
Позволить себе совершить ошибку, дать себе возможность быть самим собой и прожить отличную жизнь — этому надо учится с детства.