К криминальным авторитетам их окружение и после смерти относится с особым почтением. Их могилы неизменно расположены на главных аллеях, обнесены позолоченными оградами, украшены гранитными стелами. В отличие от скромных и по-своему консервативных патриархов преступного советского мира, авторитеты новой России любили жить заметно — кататься на дорогих авто и отдыхать в шикарных ресторанах. Неудивительно и желание подчеркнуть их статус после смерти монументами за авторством известных скульпторов.

Фото: АГН «Москва»/Сергей Ведяшкин

Бандитские островки

В России есть негласная традиция: хоронить выдающихся деятелей одной профессии рядом друг к другу. Такой же принцип применим и для криминала — «пацаны должны быть рядом даже после смерти». «Братские» аллеи есть на многих кладбищах Москвы — Ваганьковском, Староармянском, Даниловском, Николо-Архангельском и других. Существуют и частные бандитские кладбища: в конце 90-х криминал для этих целей выкупал целые участки в Подмосковье, и сейчас они «пополняются». Такой частный некрополь, например, есть в подмосковных Ракитках.

Посетителей Ваганьковского кладбища на входе встречает огромное изваяние ангела, печально склонившегося над двумя надгробиями. В могилах покоятся братья Квантришвили, убийства которых спровоцировали одну из самых кровопролитных разборок столичных группировок. Ангел — работа скульптора Вячеслава Клыкова, автора памятников маршалу Жукову на Манежной площади, Кириллу и Мефодию на Лубянском проезде, святому Сергию Радонежскому в Радонеже…

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Рядом с братьями Квантришвили покоится их друг, знаменитый Япончик Вячеслав Иваньков, застреленный в 2009 году. Скульптура сидящего на табурете авторитета выполнена на фоне трёхметровой стены.

На Хованском кладбище нашли последний приют представители печально известной ореховской группировки вместе с их лидером Сильвестром, взорванном в собственном «Мерседесе». Здесь же покоится авторитет старой школы, похороненный отдельно от своего клана, — убитый снайпером в 2013-м Аслан Усоян по кличке Дед Хасан.

Как рассказал News.ru источник в силовых структурах, представители ОПГ хотели похоронить Деда Хасана на Ваганьковском кладбище рядом с могилой Япончика, а родственники настаивали на езидском кладбище в Краснодарском крае (Усоян по национальности езид) или на грузинском в Тбилиси, где он родился.

В итоге решили хоронить в Тбилиси, но грузинские власти публично отказались принимать самолёт с его телом, борт в срочном порядке пришлось вернуть назад в Москву, — отметил источник. — Быстро найти место на Ваганьковском не получилось, а дальше тянуть с захоронением было нельзя. И Хованское кладбище стало просто форс-мажорным вариантом.

Место встречи изменить нельзя

Основные муниципальные кладбища столицы давно закрыты для новых захоронений. Легальных способов получить участок земли как сегодня, так и 15 лет назад немного. Разрешения можно добиться, только если на территории кладбища покоится родственник, и это документально подтверждено. В таком случае при наличии места хоронить допустимо.

Ещё один вариант — выкупить неиспользованную землю у законного владельца. Некоторые участки достались людям в наследство ещё со времён СССР.

Организация группы захоронений и соответствующая площадь — дело ещё более сложное. Разрешение на похороны на престижных кладбищах столицы можно получить или в мэрии Москвы, или в местном муниципальном органе, если кладбище в его ведении. В лихие 90-е с этим было проще: конверты и чемоданы с деньгами решали вопросы на месте.

Авторитетам помельче не всегда удавалось устроить себе престижную вечность. В одном из интервью служащий Ваганьковского кладбища вспоминал, что Валериана Кучулория по прозвищу Песо захоронили на месте воина-афганца. Семье воина-интернационалиста удалось добиться справедливости: могилу вора перенесли на Домодедовское кладбище.

Сейчас место на муниципальном кладбище столицы стало сложно получить даже самым влиятельным авторитетам, отмечают источники News.ru. Свободной земли, находящейся в частной собственности, практически не осталось — выкупить можно только место в колумбарии, где хранятся урны с прахом после кремации.

Ваганьковское кладбищеФото: АГН «Москва»/Сергей ВедяшкинВаганьковское кладбище

С таким способом захоронения связана одна из последних схем выкупа земли под нужды криминалитета. Источник, вхожий в криминальные круги, рассказал News.ru, что у «братвы якобы есть свой человек в московском государственном бюджетном учреждении "Ритуал", который вроде как оформил на себя некоторое количество мест в колумбарии на Ваганьковском кладбище». В итоге, утверждает источник, вместо скромного уголка для хранения праха там, по слухам, появились шикарные захоронения с традиционными монументами. Однако информации о том, что это соответствует действительности, нет

На федеральный уровень

Среди столичных кладбищ особняком стоит Новодевичье. Это единственный пантеон в России, который носит статус федерального, но на котором нет ни одной могилы криминального авторитета.

Исторически сложилось, что основанное в XV веке на территории царского монастыря Новодевичье кладбище — последнее пристанище для великих деятелей России. В XVI веке здесь хоронили членов царской семьи, например, Анну Ивановну — дочь Ивана Грозного, его невестку Елену Шереметеву, первую жена Петра I. В середине XIX века у стен монастыря стали появляться могилы богатых купцов и деятелей культуры: актёров, музыкантов, литераторов. Так, там покоится партизан и поэт времён Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов, классик литературы конца XIX — начала XX веков Антон Павлович Чехов.

Новодевичье кладбищеФото: News.ru/Сергей БулкинНоводевичье кладбище

С приходом советской власти монастырь упразднили, а на кладбище стали появляться могилы простых москвичей. К концу 1920-х пантеон практически полностью был заполнен, а правительство осознало уникальность территории — монастырь расположен в одном из самых престижных районов Москвы и с трёх сторон окружён рекой. Власти постановили взять территорию под особый контроль, а места на кладбище выделять только людям с особыми заслугами перед государством.

Когда Сталин укрепил единоличную власть, решение о захоронении на Новодевичьем он стал принимать лично. Мимо него не проходило ни одно общественно значимое решение. После смерти вождя эта традиция сохранилась.

Источники, близкие к Кремлю, рассказывают, что решение о захоронении на Новодевичьем до сих пор принимается на уровне высших чинов. Любопытно, что нет никаких правовых документов, которые определяют и закрепляют право выдавать разрешение и выделять землю на Новодевичьем за конкретным должностным лицом — якобы сверху просто «спускают» команду. По этой причине даже в лихие 90-е, когда продавалось и покупалось всё, российским криминальным группировкам ни за какие деньги не удалось проникнуть на кладбище федерального значения.

Но есть ещё одно место, где вряд ли появятся бандитские могилы. Это — федеральное мемориальное кладбище под Мытищами. Оно было открыто в 2013 году и находится в ведении Министерства обороны. Пантеон станет главным кладбищем страны на ближайшие 200 лет.