Изначально действие госпрограммы было рассчитано на срок до 2020 года, однако Владимир Путин распорядился продлить его до 2025-го. Такое решение президент принял после декабрьской встречи с инвалидами и представителями общественных организаций и профессиональных сообществ. Впрочем, рассказ любого человека с инвалидностью из России — это драма, которая мало кого оставит равнодушным. И основной сюжет этой драмы зачастую делает действительно среда.
Тот, кто с хрустальной душой
Обычная новостройка в Балашихе. Блочный дом, простой пандус, лифт, лестница. Вряд ли таким домом в наше время хоть кого-то удивишь, а уж тем более испугаешь или заставишь философски задуматься. Всё иначе в случае Сергея, который живёт в этом доме на 17-м этаже. Ведь у Сергея несовершенный остеогенез, или, как чаще говорят в народе, «хрустальная болезнь» — редкое генетическое заболевание, при котором в организме человека не вырабатывается кальций. Из-за этого кости становятся настолько хрупкими, что могут сломаться от легчайшего ушиба. Бороться с данным заболеванием медицина пока не научилась, поэтому с самого детства Сергей живёт в инвалидной коляске. И вот так вышло, что сейчас живёт он в той самой балашихинской новостройке. На 17-м этаже. Однако, если у обычного человека этот факт мог бы вызвать разве что головокружение, в случае Сергея это настоящая беда. Даже хуже, чем для простого инвалида-колясочника.
— Лифт отключили — значит, на улицу не попасть, — объясняет Сергей. — Хотя сейчас зима, а зимой я вообще стараюсь на улицу не выходить. Ведь какие у нас тротуары? Простому-то колясочнику приходится въезжать на такой с разгона, а для меня и вовсе это смертельная ситуация, которая может закончиться фатально.
Как объясняет Сергей, заехать инвалид-колясочник сегодня может далеко не в любой магазин и далеко не в любой автобус. Поехать — далеко не в каждый санаторий, да ещё и не в любом самолёте. Специальные вагоны для инвалидов существуют в российских поездах, но проезд в них стоит в три раза дороже, то же самое — гостиничные номера. А ведь многим инвалидам нужен специально обустроенный туалет.
— Поэтому моя мечта уже давно — переехать за границу, — вздыхает Сергей. — С тех пор, как я узнал, как там живут такие, как я. Переписываюсь с соболезником из Германии, который рассказывает мне о том, как ходит в бассейн. Вы представляете, у них даже бассейны есть для таких, как я! А тут, в центре страны, мне может помешать выйти на улицу из подъезда обычный сугроб...
Без барьеров
Вот именно для того, чтобы Россия, наконец, и стала цивилизованной страной, в которой хорошо и комфортно живётся каждому, а не только тем, у кого, по счастью, нет инвалидности, и была в своё время разработана программа «Доступная среда», созданная, по словам президента, «в целях осуществления комплексного подхода при формировании безбарьерной среды, предусматривающей обеспечение доступности для инвалидов приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры». А проще говоря, для того, чтобы человек с инвалидностью мог так же, как и человек без неё, зайти в автобус, супермаркет, доехать к морю, посетить кино и театр.
Кроме того, глава государства распорядился подготовить предложения, предусматривающие использование электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. А также — представить ему предложения для формирования в ближайшее время инклюзивного Дома искусств.
Переоценить пользу такого дела для людей с ограниченными возможностями, конечно, сложно. Да и пользу для нас всех — тоже. Ведь именно отношение к старикам, детям и людям с ограниченными возможностями определяет уровень духовного развития общества. Очень важно, что это понимает не только человек, которому без лифта не спуститься со своего этажа, но и глава государства президент Путин.
«Меняется отношение общества к проблемам инвалидов. Становится более зрелым, гуманным и неравнодушным это отношение. Нарушение прав инвалидов, чёрствость к ним вызывают справедливое осуждение и неприятие гражданами. И, конечно, представители власти на всех уровнях должны видеть за цифрами программ и планов проблемы конкретных людей, нуждающихся в поддержке», — резюмировал президент.