В скором будущем люди начнут улучшать собственные тела с помощью нанотехнологий, биоимплантов и генной инженерии, переходя на следующую ступень эволюции. Хакеры получат возможность «взламывать» людей. Дроны и роботы станут частью обыденной жизни. Они будут присутствовать в каждой сфере деятельности и заменят труд людей. Исчезнут многие привычные профессии.
Всё это пока прогнозы футурологов и сюжеты компьютерных игр. Но они не столь фантастичны, как может показаться на первый взгляд. Оптимисты видят в развитии технологий наступление долгожданного «земного рая», в котором всю тяжёлую и нудную работу будут выполнять машины, а люди займутся саморазвитием. Скептики исходят из того, что технологии породят новые проблемы, к которым человечество не готово.
Непредсказуемость многих последствий технологической революции означает, что мы попадаем в поле очередного социально-политического эксперимента. Это мировой тренд, но в России все экспериментальные модели, зарождавшиеся на Западе, преломлялись очень самобытно.
Например, теоретические основы коммунизма разрабатывали в Европе, но реализовать идею на практике попытались в России. В своё время Виктор Черномырдин в сердцах воскликнул: «Всё нас тянет на эксперименты. Всё нам что-то надо туда, достать там где-то когда-то, устроить кому-то… Почему не себе?! Почему не своему поколению?! Почему этот, как говорится, зародился тот же коммунизм, бродил по Европе, призрак, вернее. Бродил-бродил, у них нигде не зацепился! А у нас — пожалуйста! И вот — уже сколько лет под экспериментом».
Сегодня может сложиться обманчивое ощущение, что страна наконец отдыхает от экспериментов. Призрак коммунизма от нас отцепился, а других призраков вроде бы нет. Но открывать шампанское преждевременно. Бурное развитие ИТ-технологий в России окрестили «цифровизацией», и государство берёт процесс под свой контроль. Осенью прошлого года Владимир Путин заявил: «Искусственный интеллект — это будущее не только России, это будущее всего человечества. Здесь колоссальные возможности и трудно прогнозируемые сегодня угрозы. Тот, кто станет лидером в этой сфере, будет властелином мира». Таким образом, развитие ИТ-технологий — это прежде всего вопрос о власти и контроле, а не «умных» холодильников и пылесосов.

В соседнем Китае это поняли раньше, чем в России, и уже далеко продвинулись в части использования цифровых технологий для контроля над обществом. Председатель КНР Си Цзиньпин реформирует Поднебесную жёсткой рукой. Он сумел добиться снятия ограничения занимать высший пост только два срока по пять лет. Этот предохранитель, уберегавший Китай от вождизма десятки лет, исчез.
Но товарищ Си пошёл дальше. ИТ-технологии в Китае и раньше использовались для политического контроля. «Великий китайский файервол» — своего рода цифровой аналог Великой Китайской стены — с точки зрения китайского руководства уже не решает поставленных задач. В 2014-м Госсовет КНР опубликовал «Программу создания системы социального кредита (2014–2020)». Программой предусмотрено, что к 2020 году каждая компания и каждый житель Китая будут отслеживаться и оцениваться системой в режиме реального времени. Рейтинг «социального кредита» гражданина Китая привяжут к внутреннему паспорту. Эти рейтинги будут публиковаться в централизованной базе данных, доступ к которой будет свободным. Обладатели высокого рейтинга займут высшие строчки на цифровой «доске почёта», а обладатели низких рейтингов украсят электронные «доски позора». За высокие рейтинги полагаются социальные, экономические льготы, открываются карьерные перспективы. Низкие рейтинги открывают дорогу в социальный ад со штрафами, наказаниями и неуклонным спуском вниз по иерархической лестнице.
В пилотном режиме система отрабатывается в десятках китайских городов. Например, в городе Жунчэн всем жителям в начале эксперимента был предоставлен рейтинг в 1000 баллов. В дальнейшем, в зависимости от поведения жителя, рейтинг растёт или падает. Внедрение цифровых технологий, позволяющих отслеживать поведение горожан, и поощрение старой доброй системы доносительства предоставляют операторам системы исчерпывающее досье на каждого жителя.
Китайскую систему «социального кредита» многие сравнивают со знаменитым романом Джорджа Оруэлла «1984», её критикуют в странах Запада. Но Россия пережила и тоталитаризм, и авторитаризм, и самодержавие. Нас ничем не испугать, а передовой опыт китайских товарищей может оказаться полезным. Недавно ФНС анонсировала мобильное приложение для так называемых самозанятых. Зарегистрировавшись в нём и предоставив свои биометрические данные, самозанятый на первых порах в качестве поощрения получит на счет 10 тысяч рублей. Приятный подарок. Но с момента регистрации в приложении все доходы и расходы гражданина будут под чутким контролем ФНС. И если система посчитает, что самозанятый что-то недоплатил государству, то к нему будут применены соответствующие санкции. Очень напоминает китайский опыт с начислением баллов и системой «социального кредита».
К счастью, в России пока нет «экспериментальных городов» и программы «социального кредита». Новации цифрового контроля вводятся различными ведомствами постепенно, и во многом поэтому не встречают сопротивления со стороны населения.

Целостную картину «цифрового будущего» россияне пока могут получить с помощью кинематографа и компьютерных игр. Разработчики игр не раз задействовали тему киберпанка в своих проектах: System Shock, Syndicate, Remember Me. Особняком среди подобных игр стоит серия Deus Ex, в антиутопическом мире которой нашлось место и теориям заговора, и скрытым от глаз организациям, влияющим на мировые процессы, и расколотому имплантами обществу.
Но в ближайшем будущем Deus Ex предстоит потесниться или, что более вероятно, уступить место ролевому экшену Cyberpunk 2077 от польской студии CD PROJEKT RED. Проект анонсировали шесть лет назад, но до июня этого года информации о нём практически не было. На выставке E3 2018 авторы наконец-то нарушили молчание и представили трейлер.
Действие игры развернётся в мегаполисе Найт-Сити, расположенном в Калифорнии. Вертикальность города отражает его социальную структуру. Проще говоря, внизу живут бедняки, наверху — богачи, которые смотрят с высоты птичьего полёта на простых смертных. По словам авторов, Найт-Сити можно назвать живым организмом, завлекающим людей мечтами о роскоши и лучшей жизни.
Роботы, люди с имплантами, интерактивные рекламные плакаты, хакеры — всё это обыденная реальность в городе будущего. Игроки могут «хакнуть» персонажа, усиливать его определёнными имплантами. Можно залезть к кому-то в голову и добыть оттуда нужную и ценную информацию. Или просто на время вывести противников из строя, нарушив связь. Все эти игровые механики могут со временем стать реальностью.
Одной из центральных тем игры станет человечность. Как отмечают создатели, чем больше люди себя модифицируют имплантами и гаджетами, тем менее прочной становится их связь с телом. Что в человеке останется человеческого после столь радикальных изменений? Не станет ли он совершенно другой личностью? А может, понятие «личность» исчезнет вовсе?
Над этими вопросами можно пока размышлять теоретически и пробовать себя в шкуре героев игр в стиле киберпанк. Но опыт Китая и тенденции цифровизации в России не дают повода расслабиться. Государство в стиле киберпанк — не такая уж фантастика и дальняя перспектива, учитывая высокую скорость развития ИТ-технологий и богатый опыт социально-политических экспериментов в России и Китае. Призрак коммунизма покинул Россию. Вместо него по стране бродит призрак цифровизации.