До каких пределов может доходить вмешательство государства в личное пространство гражданина? Вопрос не праздный. И не новый. Как не вспомнить процедуру присвоения каждому из нас ИНН (идентификационного номера налогоплательщика)? Были ожесточенные споры и протесты в среде верующих, решивших, что этот номер — предвестник «печати Антихриста». А тотальная видеорегистрация? Камеры на дорогах, улицах, в торговых центрах, на подъездах домов. Ничего, привыкли. Записи с камер даже помогают в особых случаях. И все же любое новое «вторжение» государства в личную жизнь вызывает протест.

Идет создание реестра призывников

4 октября общество было взбудоражено сообщением о том, что в скором времени частные клиники обяжут передавать данные о своих клиентах в военкоматы. Это следует из интервью главы комитета Госдумы по обороне Андрея Картополова «Парламентской газете». Сбор таких (и не только таких) сведений будет необходим для создания единого реестра призывников.

Создание такого реестра должно увенчать работу над ошибками и недостатками призыва в рамках частичной мобилизации, объявленной президентом России Владимиром Путиным в сентябре 2022 года.

Вспомним, как тогда в дальние страны и в ближнее зарубежье потянулись караваны «уклонистов». Причем среди мужчин, кто наспех побросал документы и смену белья в чемодан, были и те, кто по состоянию здоровья уже был освобожден от службы. Однако они не верили, что это будут брать в расчет.

И частично их опасения подтвердились. В первые месяцы мобилизации военкоматы пытались поставить под ружье мужчин призывного возраста, невзирая ни на какие отсрочки и освобождения. Большинство незаконно призванных вернулись домой благодаря вмешательству общественности и СМИ. В одной только Белгородской области отменили призыв 75 студентов и ценных специалистов из важных для региона отраслей.

Конечно, в обществе все это вызвало тревогу, ведь «ошибки» происходили вопреки сформулированным критериям: мобилизации подлежат те, кто служил в армии, имеет военно-учетную специальность и соответствующий опыт. Вряд ли эта формула допускает какие-либо толкования. И если бы с самого начала военкоматы следовали этим критериям, то и не возникло бы популярного комментария в соцсетях: «хватают всех подряд».

Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

А как же тайна?

С той поры работа над ошибками призыва в рамках частичной мобилизации вышла на новый уровень. Возникла идея создать так называемый единый реестр призывников. Сведения в военкоматы будут стекаться еще со школьной скамьи. Налоговая, полиция, работодатель — все помогут военкомату собрать сведения о призывнике. И военком будет знать, кто где учится, где живет, где работает, от чего лечится... Стоп!

То, что в перечне организаций-осведомителей числятся частные клиники, вызвало некоторое недоумение. Ведь нередко люди обращаются в такие медицинские центры именно потому, что они не хотят огласки. Например, если человек имеет психические заболевания, проблемы с алкоголем и наркотиками... Да мало ли что люди не желают выносить на суд общественности.

Да и про такое понятие, как врачебная тайна тоже нельзя забывать. А она, между прочим, охраняется законом. В частности, Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан РФ» (статья 13).

Так что стоит ждать скорого разъяснения от комитета Государственной думы по охране здоровья. Ведь любая информация, которая выходит за пределы кабинета врача, может считаться «разглашением врачебной тайны». А здесь получается, что о моей болезни может узнать сотрудник военкомата. Который — ну мало ли — может передать эту информацию еще куда-то. Или данные может украсть хакер и выложить их в открытый доступ — мы уже слышали сотни историй, как это происходит.

Не получится ли так, что люди, страдающие заболеваниями, вообще перестанут ходить в крупные клиники из-за страха, что об их болезни узнают все вокруг? Хорошо ли это для формирования доверия общества к государству? Пока все эти вопросы остаются без ответа.

Читайте также

Мы на пороге появления «супер-VPN». И виноват будет запрет Роскомнадзора

Зачем Маргарита Симоньян пошутила о ядерном взрыве. Или не пошутила

Как прибывшие Abrams повышают риск прямой конфронтации Россия — НАТО

Финский турист в шоке: санкции не испортили Петербург. Как так вышло?