Суд в Петербурге ограничил доступ к двум известным аниме. Пока речь идёт только об ограничениях конкретных серий на конкретных сайтах, однако это уже не первое и явно не последнее дело против произведений этого жанра. О злоключениях аниме в России — в материале NEWS.ru.

20 января Колпинский районный суд Санкт-Петербурга запретил распространение аниме «Тетрадь смерти» и «Инуяшики». Первое произведение — аниме по мотивам одноимённой манги, сюжет которой вертится вокруг книги, подброшенной людям богом смерти. «Инуяшики» — это история о пожилом офисном клерке, который был убит инопланетянами и заменён киборгом.

Районный суд Петербурга ограничил распространение обоих аниме из-за показываемых в них чрезмерной жестокости и откровенных сцен. Во время заседания судья рассказывал о большом числе писем из разных регионов, которые к нему поступили: из Владикавказа, Белгорода, Нижнего Новгорода и других мест. В этих письмах люди якобы просили запретить аниме, так как они «калечат судьбы и души детей».

Суд проходил в несколько необычном режиме. Время от времени процесс прерывали, чтобы показать на экране всем присутствующим сцены из аниме, вызвавшие недовольство прокуратуры. «Всё понятно», — со вздохом произносил судья, когда в очередной раз на экране отрезали кому-то голову.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

При этом почему-то председательствующий постоянно цитировал статьи об аниме из «Википедии». Также на суде выступали эксперты, в частности заведующий кафедрой педагогики семьи Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Олег Эрлих, который утверждал, что уже одно название «Тетрадь смерти» влечёт за собой проблему суицидального поведения.

Это подталкивает размышлять детей в этом направлении и несёт вред психике подростков, — говорил Эрлих.

На суде также вспоминали и пытались связать с влиянием аниме историю с убийством и расчленением студентки Анастасии Ещенко своим преподавателем Олегом Соколовым. Другой привлечённый судом эксперт Василий Белов указывал на то, что раз мозг взрослого человека с окрепшей психикой способен на подобное злодеяние, то что уж говорить о детях.

Фактически такими образами, как расчленение человека, формируется будущее поколение убийц и насильников, — предупреждал Белов.

При этом судья в ходе заседания всё время упирал на то, что обсуждаемые аниме показываются «без возрастных ограничений». Важно подчеркнуть, что несмотря на некоторые заголовки в отечественных СМИ, речь пока не шла о том, чтобы полностью запретить аниме в России, и даже о полном запрете «Тетради смерти» и «Инуяшики». Это в своём обращении подчеркнула представитель объединённой пресс-службы судов Санкт-Петербурга Дарья Лебедева. Речь, по её словам, шла о конкретных ссылках и порталах, которые не указывали возрастные ограничения. Таким образом, суд признал «информацией, распространение которой в РФ запрещено» только серии двух аниме, выложенные на сайте jut.su. Впрочем, Роскомнадзор может посчитать, что с учётом этого решения данные аниме должны попасть под запрет повсеместно. Подобные прецеденты уже были.

Это далеко не первый случай, когда в России власти борются с аниме. Так, в июне 2019 года Роскомнадзор заблокировал один из самых известных российских аниме-ресурсов AniDuB. Это было сделано по решению Московского городского суда, а с требованием блокировки выступила компания ООО «Синема галэкси». Интересно, что тогда владельцы AniDuB заявляли, что уже удалили все аниме, которые упоминались в иске, и что, по их мнению, эти сериалы вряд ли ещё когда-нибудь выйдут в РФ и они стали «разменной монетой в борьбе со всем аниме-движением России».

Критики запрета не удалось избежать и в этот раз. Преподаватель факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, а также японовед и исследователь аниме и манги Юлия Магера заявила, что «Тетрадь смерти» стоит воспринимать как детективное, образовательное и поучительное произведение.

Если и запрещать «Тетрадь смерти», то с таким же успехом можно запретить «Преступление и наказание» Достоевского, — заявила Магера.

Первый зампред комитета ГД по информационной политике, IT и связи, депутат от Санкт-Петербурга Сергей Боярский в своём Instagram выразил недоумение по поводу новых ограничений. Он, в частности, рассказал, что несколько раз смотрел со своей 12-летней дочерью аниме «Наруто», к которому также у прокуратуры были вопросы.

Я говорил о мультфильме «Наруто». Я «Тетрадь смерти» не смотрел, поэтому мне сложно судить. Аниме — это большая, очень разноплановая культура, там есть и вещи для детей и подростков, а есть и взрослое аниме, — объяснил свою позицию Боярский.

Пока нет причин полагать, что аниме под угрозой в России как жанр. Политолог Аббас Галлямов, комментируя ситуацию с ограничениями этого искусства, отметил, что «чиновники смотрят вокруг в поиске, чего бы ещё такого запретить», так как считают, что подобное поведение может быть востребовано начальством. По мнению Галлямова, эта тенденция проявляется в первую очередь у силовиков, потому что эта сфера основана на «дисциплине, иерархии и самодурстве».

Так или иначе, но Россия — далеко не единственная страна, в которой власти ограничивают японскую анимацию. Согласно посвящённому аниме блогу Anime Otaku, этот вид искусства в том или ином виде запрещён в нескольких странах. В Китае, так же как и в России, запрещена «Тетрадь смерти», а также «Атака титанов», «Токийский гуль» и другие аниме с жестокими сценами насилия.

В Малайзии было запрещено аниме «Ультрамен» из-за того, что там был упомянут Аллах (большинство населения в стране — мусульмане). В Саудовской Аравии были запрещены «Покемоны» из-за пропаганды азартных игр среди детей.

Аниме запрещали и в западных странах. Например, в Новой Зеландии запретили «Пуни Пуни Поэми». Местным судьям, так же как и их коллегам из России, не понравились чрезмерно откровенные сцены и насилие.