Для российских чиновников, работающих во внутриполитическом блоке администрации президента России, будут введены KPI. Теперь сотрудники Кремля станут отчитываться об итогах выполнения поставленных задач и получать за это оценки. Зачем нужна данная инициатива и сможет ли от этого чиновничий аппарат работать продуктивнее, выяснял News.ru.
Данное поручение дал куратор блока — первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко, пишет РБК.
Всего под проверку эффективности работы попадут следующие управления:
- внутренней политики,
- по общественным проектам,
- по обеспечению деятельности Госсовета,
- по применению информационных технологий и развитию электронной демократии.
При этом в других подразделениях подобные эксперименты по оценке эффективности работы проводиться не будут. Между тем, по словам источника, невыполнение KPI не спровоцирует какие-либо наказания. Инициатива с проверкой эффективности нужна для более качественного и быстрого выполнения задач, стоящих перед блоком, поэтому KPI для каждого конкретного сотрудника вводиться не будут.
Окончательного списка задач, которые будут поставлены перед представителями администрации, пока нет, он будет выработан со временем. Однако уже сейчас известно, что речь пойдёт в первую очередь о действиях, направленных на сохранение политической стабильности и повышение уровня доверия между властью и обществом.
Между тем ещё в 2016 году президент Владимир Путин поднимал тему введения KPI для чиновников. Свои предложения по улучшению показателей эффективности должны были представить кабмин совместно с Банком России. Предполагалось, что KPI должны были соответствовать данным целевого сценария социально-экономического развития РФ на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов.
В самом же правительстве работа по оценке эффективности региональных органов власти ведётся с 2012 года, а спустя пять лет была утверждена методика расчёта новых показателей эффективности деятельности губернаторов.
Технический аспект
Политолог Алексей Мухин, комментируя инициативу, сказал, что неофициальная система оценки эффективности работы существует уже давно, а формализация её — это лишь технический акт. По его мнению, подобная отчётность по показателям работы чиновников нужна — в зависимости от этого назначаются премиальные и прочие поощрения.
«Могут быть кадровые выводы, хотя если честно, то я бы на это особенно не закладывался бы», — сказал Мухин.
По мнению политолога-экономиста Сергея Жаворонкова, чтобы реально повысить результативность работы госслужащих, нужно, чтобы они занимались действительно внутренней политикой.
«Сейчас тот чиновник, который по политическим вопросам не высовывается и ведёт себя скромно, он легко может стать объектом пристального внимания. Даже если не лично он и не сразу, то все эти истории весьма странные», — рассуждает эксперт.
Кроме того, он подчеркнул, что на деле реальные показатели работы измеряются не в том, что войдёт в состав KPI.
«Многие критерии просто нельзя будет публично озвучить», — подчеркнул Жаворонков.
Очередной мейнстрим
В беседе с News.ru директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве России Павел Салин сообщил, что введение KPI стало актуально не только в администрации, потому что в стране начались изменения. Точнее сказать, началась активная фаза изменений, за которыми государственный аппарат не поспевает. В этой связи встаёт вопрос, как на это реагировать.
«По содержанию надо менять сущность политической и социально-экономической систем, а также сущность администрирования процессов. Или реагировать по форме — пытаться как-то имитировать новую реакцию, изменяя форму, но не суть. Вот власть, судя по всему, выбрала формальный подход», — сказал Салин.
И подобный подход заметен, так как это характерно не только для администрации президента, это видно, по его мнению, и по недавнему заседанию Госсовета. «Вот эта новая рассадка, из которой попытались сделать сенсацию, но не получилось. То, что теперь не вокруг круглого стола члены Госсовета расселись, а вокруг разных тематических направлений, пришли без галстуков и всё прочее», — напоминает эксперт.
Но это изменение лишь формы, а не сути. То же самое происходит и с KPI. Когда возникли внезапные неожиданности со вторыми турами региональных выборов, сразу возник вопрос, а как на это отвечать.
«Отреагировали разнообразно, в том числе и попытались изменить форму администрирования политическими процессами — типично бюрократическая реакция. То есть это было вполне предсказуемо», — отметил Салин.
Сейчас же термин KPI — это в некотором роде мейнстрим в российской бюрократической среде. Его повсеместно вводят и в правительстве, и в образовательных структурах. Но вопрос, насколько это будет эффективно, потому что в российской политической и социально-экономической системе начинается открытая фаза фундаментальных изменений и формальной реакции на них будет мало.
«И это станет ясно не сейчас, а где-то через год-полтора», — уверен собеседник портала.
Что можно предпринять
В этой связи для решения проблемы с повышением эффективности работы чиновников нужно децентрализовать сам чиновничий аппарат. С одной стороны, он там, где не нужно, централизован, а там, где нужно, наоборот, децентрализован, а исполнительская дисциплина крайне низка и хромает. И как таковых стимулов для эффективной работы становится всё меньше.
По словам Салина, раньше таким стимулом была коррупция, сейчас же возможности для злоупотреблений существенно сократились, а новую мотивацию чиновники так и не получили.
Для решения проблемы чиновникам на высшем уровне необходимо делегировать больше возможностей принимать самостоятельные решения, и это касается не только Москвы, но и вообще всех регионов Российской Федерации. Однако федеральный центр идёт по обратному сценарию — ища способы централизировать власть. С другой стороны, полагает Салин, наоборот, нужно ужесточать исполнительскую дисциплину, и делать это не с помощью наказания, как это тоже пытаются сейчас совершить в правительстве, а с помощью стимулирования, в том числе и материального.
То есть по большому счёту нужна децентрализация в сфере принятия решений и как следствие — больше инициативы на местах, а также жёсткая исполнительская дисциплина, но стимулы должны быть в виде пряника.