Для российских чиновников, работающих во внутриполитическом блоке администрации президента России, будут введены KPI. Теперь сотрудники Кремля станут отчитываться об итогах выполнения поставленных задач и получать за это оценки. Зачем нужна данная инициатива и сможет ли от этого чиновничий аппарат работать продуктивнее, выяснял News.ru.

Данное поручение дал куратор блока — первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко, пишет РБК.

Всего под проверку эффективности работы попадут следующие управления:

  • внутренней политики,
  • по общественным проектам,
  • по обеспечению деятельности Госсовета,
  • по применению информационных технологий и развитию электронной демократии.

При этом в других подразделениях подобные эксперименты по оценке эффективности работы проводиться не будут. Между тем, по словам источника, невыполнение KPI не спровоцирует какие-либо наказания. Инициатива с проверкой эффективности нужна для более качественного и быстрого выполнения задач, стоящих перед блоком, поэтому KPI для каждого конкретного сотрудника вводиться не будут.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Окончательного списка задач, которые будут поставлены перед представителями администрации, пока нет, он будет выработан со временем. Однако уже сейчас известно, что речь пойдёт в первую очередь о действиях, направленных на сохранение политической стабильности и повышение уровня доверия между властью и обществом.

Между тем ещё в 2016 году президент Владимир Путин поднимал тему введения KPI для чиновников. Свои предложения по улучшению показателей эффективности должны были представить кабмин совместно с Банком России. Предполагалось, что KPI должны были соответствовать данным целевого сценария социально-экономического развития РФ на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов.

В самом же правительстве работа по оценке эффективности региональных органов власти ведётся с 2012 года, а спустя пять лет была утверждена методика расчёта новых показателей эффективности деятельности губернаторов.

Технический аспект

Политолог Алексей Мухин, комментируя инициативу, сказал, что неофициальная система оценки эффективности работы существует уже давно, а формализация её — это лишь технический акт. По его мнению, подобная отчётность по показателям работы чиновников нужна — в зависимости от этого назначаются премиальные и прочие поощрения.

«Могут быть кадровые выводы, хотя если честно, то я бы на это особенно не закладывался бы», — сказал Мухин.

По мнению политолога-экономиста Сергея Жаворонкова, чтобы реально повысить результативность работы госслужащих, нужно, чтобы они занимались действительно внутренней политикой.

«Сейчас тот чиновник, который по политическим вопросам не высовывается и ведёт себя скромно, он легко может стать объектом пристального внимания. Даже если не лично он и не сразу, то все эти истории весьма странные», — рассуждает эксперт.

Кроме того, он подчеркнул, что на деле реальные показатели работы измеряются не в том, что войдёт в состав KPI.

«Многие критерии просто нельзя будет публично озвучить», — подчеркнул Жаворонков.

Очередной мейнстрим

Совещание с руководством администрации президента Фото: kremlin.ruСовещание с руководством администрации президента

В беседе с News.ru директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве России Павел Салин сообщил, что введение KPI стало актуально не только в администрации, потому что в стране начались изменения. Точнее сказать, началась активная фаза изменений, за которыми государственный аппарат не поспевает. В этой связи встаёт вопрос, как на это реагировать.

«По содержанию надо менять сущность политической и социально-экономической систем, а также сущность администрирования процессов. Или реагировать по форме — пытаться как-то имитировать новую реакцию, изменяя форму, но не суть. Вот власть, судя по всему, выбрала формальный подход», — сказал Салин.

И подобный подход заметен, так как это характерно не только для администрации президента, это видно, по его мнению, и по недавнему заседанию Госсовета. «Вот эта новая рассадка, из которой попытались сделать сенсацию, но не получилось. То, что теперь не вокруг круглого стола члены Госсовета расселись, а вокруг разных тематических направлений, пришли без галстуков и всё прочее», — напоминает эксперт.

Но это изменение лишь формы, а не сути. То же самое происходит и с KPI. Когда возникли внезапные неожиданности со вторыми турами региональных выборов, сразу возник вопрос, а как на это отвечать.

«Отреагировали разнообразно, в том числе и попытались изменить форму администрирования политическими процессами — типично бюрократическая реакция. То есть это было вполне предсказуемо», — отметил Салин.

Сейчас же термин KPI — это в некотором роде мейнстрим в российской бюрократической среде. Его повсеместно вводят и в правительстве, и в образовательных структурах. Но вопрос, насколько это будет эффективно, потому что в российской политической и социально-экономической системе начинается открытая фаза фундаментальных изменений и формальной реакции на них будет мало.

«И это станет ясно не сейчас, а где-то через год-полтора», — уверен собеседник портала.

Что можно предпринять

В этой связи для решения проблемы с повышением эффективности работы чиновников нужно децентрализовать сам чиновничий аппарат. С одной стороны, он там, где не нужно, централизован, а там, где нужно, наоборот, децентрализован, а исполнительская дисциплина крайне низка и хромает. И как таковых стимулов для эффективной работы становится всё меньше.

По словам Салина, раньше таким стимулом была коррупция, сейчас же возможности для злоупотреблений существенно сократились, а новую мотивацию чиновники так и не получили.

Для решения проблемы чиновникам на высшем уровне необходимо делегировать больше возможностей принимать самостоятельные решения, и это касается не только Москвы, но и вообще всех регионов Российской Федерации. Однако федеральный центр идёт по обратному сценарию — ища способы централизировать власть. С другой стороны, полагает Салин, наоборот, нужно ужесточать исполнительскую дисциплину, и делать это не с помощью наказания, как это тоже пытаются сейчас совершить в правительстве, а с помощью стимулирования, в том числе и материального.

То есть по большому счёту нужна децентрализация в сфере принятия решений и как следствие — больше инициативы на местах, а также жёсткая исполнительская дисциплина, но стимулы должны быть в виде пряника.