История прямо под муниципальные выборы. Как раз действующий муниципал Сергей Марков, как он утверждает, обошёл жильцов дома № 3 по Малой Ордынке и с их коллективного согласия установил на фронтоне дома памятную доску в честь Бориса Немцова. Текст на ней довольно сдержанный: «Здесь жил политик Борис Немцов, павший от руки наемного убийцы».
Никаких указаний на его оппозиционность. Намёков на силы, которые-де могли быть заинтересованы в его гибели. И я склонен верить, что Немцов был нормальным соседом, ничем не докучавшим окружающим, а потому и жители в принципе не были против появления на их доме новой достопримечательности.
Но и муниципальный депутат должен быть в курсе текущего законодательства. А закон, принятый в декабре 2009 года, ещё при прежней столичной администрации, довольно чётко устанавливает сроки, когда подобное увековечивание возможно, — десять лет со дня смерти. В исключительных случаях — два года. Причём исключение делается для Героев России, кавалеров трёх орденов Славы, почётных граждан столицы и т.д.
Потому-то табличка на доме на Малой Ордынке на данном этапе оказывается вне закона. И вот тут-то и возникает неприятная коллизия. Если табличка формально незаконная, то перед городскими властями стоит дилемма: либо пойти на снятие памятной доски, либо найти способ её легализовать.
В первом случае возможно бурное выступление соратников Бориса Ефимовича, на фоне которого собрание у Басманного суда группы поддержки Серебренникова будет выглядеть детским утренником. Во втором — был бы создан прецедент, который нарушил бы признанные процедуры. То есть речь идёт о шантаже власти, которой явно не нужны уличные коллизии.
Нет, в истории города были прецеденты, когда группа общественников самовольно устанавливала памятные доски. В частности, такой случай был с попыткой поклонников творчества Александра Галича поспешно воздать ему дань, установив доску на доме, что на улице Черняховского, без получения всех официальных разрешений. Затем доска была легализована. Шёл 1988 год, и доска была приурочена к восьмидесятилетию писателя.
Но вернёмся на Малую Ордынку. Возникает резонный вопрос: а почему почитатели Немцова так спешат? Попытка переименовать Большой Замоскворецкий мост в Немцов-мост, установить табличку на штаб-квартире ПАРНАС... Они что, боятся, что о политике уже завтра забудут? Или же просто речь идёт о пиар-ходе в борьбе за муниципальные мандаты?
Может, лет через десять заслуги Немцова станут для большинства очевидными. И в истории с его убийством будут поставлены все точки над i. И тогда уже ни у кого не будет сомнений в целесообразности такого увековечивания. Вон Екатерина Великая вообще советовала ждать лет тридцать, чтобы заслуги героя были оценены грядущими поколениями. История всё расставит по своим местам.