Является ли недостатком маленькая женская грудь? Считать ли сексистами тех, кто называет скромные девичьи формы ущербными? Активная дискуссия по этому вопросу началась после сомнительной рекламы компании-застройщика «Аквилон Инвест» в Архангельской области, а продолжилась после ещё более сомнительной реакции на эту рекламу от представителей Федеральной антимонопольной службы. News.ru опросил феминисток и выяснил, почему в современном обществе до сих пор возникают сексистские скандалы.
Реклама раздора
Маркетологи строительной фирмы не придумали ничего лучше, как проиллюстрировать слоган «У нас маленькие цены и много комплексов» фотографией красотки, которая разочарована размерами своего бюста. Почему невысокая стоимость жилья вызвала у рекламщиков ассоциацию с женскими прелестями, история умалчивает: представители компании хранят молчание и никак не комментируют произошедшее.
Однако некоторые жители региона посчитали такое сравнение оскорбительным, сексистским и основанным на объективации женского тела. Они написали жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Чиновники с доводами, вроде бы, согласились, но с весьма странной формулировкой. «Оскорбительной» рекламу сочли потому, что она «указывает на физические недостатки у женщин». По всей видимости, недостатком был сочтён небольшой размер груди.
Потом начальник отдела антимонопольного контроля управления ФАС по Архангельской области Юрий Цакулов попытался оправдаться, но получилось только хуже. Из его слов следовало, что ФАС прямо не назвал маленькую грудь «недостатком», речь шла просто о каких-то отвлечённых недостатках, но не о груди. Какие ещё недостатки ФАС нашёл в изображении девушки, Цакулов уточнять не стал.
Остаётся только надеяться, что чиновник, писавший ответ на жалобу, некорректно сформулировал свою претензию к билборду: например, имел в виду, что именно в рекламе небольшой размер груди рассматривается как недостаток, и как раз это является дискриминацией и сексизмом. Просто неведомый чиновник оказался не в ладах с русским языком, а его начальник Цакулов, застигнутый журналистами врасплох, не смог объяснить произошедшее.
Реакция женщин
«В данной ситуации я вижу и минусы, и плюсы», — заявила News.ru феминистка и акционистка Леда Гарина.
По её словам, несомненный плюс в том, что люди обратились с жалобой на рекламу. Значит, они понимают, что сексизм — это плохо, считает Гарина.
«Но для сотрудников рекламной индустрии, которые выросли в сексистском обществе, дискриминация женщин — это норма. Им кажется, что использование сексизма в рекламе — это удачное решение, милый юмор. Да и чиновники антимонопольной службы хотели как лучше, а получилось, как всегда», — сказала она.
Сексистская реклама в России, действительно, не редкость. Зимой 2016 года возмущение вызвала реклама Московского кредитного банка, в которой Дед Мороз «наказывал» бизнес-леди за недостаточное внимание к дочери. Стоит вспомнить и примеры, ставшие практически каноническими — реклама с призывом застраховать по полной купленную «немку» или «японку» и «сосущий за копейки» пылесос. Образы сексуальных красоток многие используют для билбордов с большим удовольствием.
«Женщины привыкли в России к роли терпил, и никто не ожидает, что от них будет какая-то реакция, последует возмущение», — объясняет феминистка, правозащитница Татьяна Сухарева.
Она утверждает: реклама про маленькие цены и маленькую грудь — сексистская, ответ ФАС — тоже.
«Можно подать жалобу в суд за дискриминацию социальной группы — своим заявлением чиновники дискриминируют женщин с маленькой грудью», — рассуждает Сухарева.
Если считать слова чиновника о маленькой груди дискриминационными, то они могут попасть под статью 5.62 КоАП («дискриминация») или даже 282 УК («унижение человеческого достоинства»). Но, скорее всего, дело закончится разборками в прессе, максимум — увольнением невнимательного сотрудника. Фирма-застройщик только приобретёт популярность, а молодые девушки в стремлении исправить свои «недостатки» лягут под нож пластического хирурга.
«Основа сверхприбылей индустрии красоты — не женское несовершенство, а женский страх, который при помощи сексистской рекламы стараются нам внушить», — говорит Леда Гарина.
Она предлагает представить: что если бы на рекламном щите вместо девушки был нарисован молодой человек, с грустью глядящий себе ниже пояса? Впечатлило бы это потенциальных покупательниц жилья и покупателей-мужчин?