По оценкам специалистов, последние санкции оказались самыми болезненными. Обвалился курс рубля, рухнул фондовый рынок. Например, акции банка ВТБ упали на 10% после того, как председателя правления ВТБ Андрея Костина внесли в санкционный список США.
В целом же на фоне введения американских санкций капитализация российского фондового рынка упала более чем на 820 млрд рублей.
Санкции больно ударили по российским нуворишам. По оценке агентства Bloomberg, совокупное состояние самых богатых россиян уменьшилось на $16 млрд.
После этаких коллизий по всей России-матушке прокатился зычный стон обиженных и оскорблённых миллиардеров. Мол, проклятые янки в одночасье лишили капиталов, нажитых «непосильным трудом». Как теперь жить-быть, может, побираться пойти на паперть?
Успокоим «лишенцев»: живите не тужите, как прежде, утро вечера мудренее. «Братья по разуму» из Госдумы и правительства не дадут вас в обиду злобному дядюшке Сэму, найдут способ облегчить муки мученические. Компенсируют ваши потери — за счёт остального российского населения.
«Как власть будет поддерживать олигархов? — задаётся риторическим вопросом руководитель фракции „Яблоко“ в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, политолог и публицист Борис Вишневский. — Думаю, их освободят от налогов, дадут государственные заказы и беспроцентные кредиты. Тут много разных вариантов. А вот простые работники реально пострадают. Например, россияне, которые держат сбережения в рублях, уже понесли потери».

Потери, которые имеет в виду известный публицист и политик Вишневский, то есть обесценившиеся в результате падения курса нацвалюты и без того в целом невеликие зарплаты, — далеко не все финансовые огорчения, поджидающие «дорогих россиян» в ближайшем будущем.
«Попавшим под санкции олигархам убытки, возможно, и возместят, чего не скажешь о простых россиянах, работающих на их предприятиях», — полагает Борис Вишневский.
Да уж, привычка к километровой длины яхтам, особнякам до небес и банковским счетам с бесконечной вереницей нулей неистребима, невытравима. Любой олигарх-миллиардер лучше пустит по миру сотни работяг, пашущих на его «заводах-пароходах», чем утратит возможность лелеять свои причуды. Ну, если не пустит по миру, то, к примеру, урежет зарплаты. Так что, скорее всего, труженикам предприятий, оказавшихся в санкционных списках, придётся ещё туже затягивать пояса.
Но и всем прочим рядовым гражданам РФ, по-видимому, тоже предстоит скинуться на возмещение ущерба миллиардеров, пострадавших от американского произвола.
На днях Минпромторг выступил с почином — предложил ввести обязательную маркировку для продуктов питания, пива, одежды, духов и бытовой химии. Надобность такой меры обосновывается борьбой с контрафактом, контрабандой, стремлением собрать дополнительные налоги.
«На самом деле ничего, кроме красивых слов и лозунгов, за этим не стоит», — полагает президент Ассоциации прямых продаж Тамара Шокарева.
Она напоминает, что мы и сегодня по Закону «О защите прав потребителей» имеем возможность получить более-менее адекватную информацию о товаре и его производителе. К тому же маркировка вовсе не защищает от подделки (предлагаемая Минпромторгом система не предусматривает контроля качества товаров) и может, по словам Шокаревой, вселить в покупателя иллюзию качественного и аутентичного товара.
Аргументация поборников маркировки не выдерживает критики. Насчёт пополнения бюджета они откровенно врут, ведь предлагаемая схема оставляет бюджет по боку — средства, полученные от нанесения опознавательных знаков, станут поступать в коммерческие структуры. Похоже, именно о повышении благосостояния их владельцев и пекутся чиновники.
Оператором маркировки станут не госструктуры, а частный Центр развития перспективных технологий. Половина акций центра принадлежит структурам Алишера Усманова, 25% — госкорпорации «Ростех».

Ростех давно и прочно увяз в санкционных списках. Миллиардер Усманов, как ни странно, — пока нет, но, надо полагать, у него ещё всё впереди. Доходы от предстоящей маркировки ему присуждаются, так сказать, в превентивном порядке.
Понятно, что маркировка приведёт к росту себестоимости, а значит, и цен на товары и продукты. В предлагаемой концепции маркировки проигрывают все: производители, импортёры, торговля и потребители. В выигрыше окажутся лишь олигархи, учредившие оператора системы.
Впрочем, Минпромторг отнюдь не изобретает велосипед. Аналогичный утешительный приз уже получил бизнесмен Игорь Ротенберг, миллиардер и сын миллиардера, слывущего личным другом Путина.
Напомним, в 2015 году заработала система «Платон», которая взимает плату за проезд по дорогам федерального значения с большегрузных грузовых автомобилей. 50% компании-оператора «Платона» принадлежат Игорю Ротенбергу. Половина доходов, получаемых благодаря «Платону», идёт клану Ротенбергов, оказавшемуся под санкциями.
Получается, какие бы козни Запад ни чинил клубу российских сверхбогачей, они не пострадают. На страже интересов олигархии стоит государство, пополняющее её прохудившиеся копилки за счёт рядовых россиян.
На этом фоне напоминание о том, что Россия по Конституции является социальным государством, многими воспринимается как издевательство или плохой анекдот.