02 октября 2018 в 08:16

Дворкович метит в президенты

В среду для него начнётся важнейшая избирательная кампания

Аркадий Дворкович Аркадий Дворкович Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Аркадий Дворкович всеми силами стремится компенсировать свой уход из большой политики возвращением к семейному увлечению — шахматам. Правда, речь идёт не о любительской игре. Но о завоевании поста главы Всемирной шахматной ассоциации — FIDE.

Уже в среду в Батуми, туристической столице современной Грузии, откроется конгресс организации, на котором после долгого правления Кирсана Илюмжинова предстоит назвать имя нового президента. Собственно, ничто не угрожало шахматному владычеству бывшего главы Калмыкии и экстравагантного миллиардера, пока он не попал под американские финансовые санкции за поддержку режима сирийского лидера Башара Асада.

В результате в Швейцарии, где располагается штаб-квартира FIDE, счета организации оказались заблокированными, а крупнейшие банки отказались иметь с Илюмжиновым дело. Над ним нависла угроза необходимости переезда в «нейтральную» страну. Выход нашёлся в передаче прав финансовой подписи заместителю Илюмжинова Георгиусу Макропулосу, который постепенно прибрал к рукам всю «контору», несмотря на бурные протесты самого Кирсана Николаевича.

В результате такого грубого вмешательства политики в шахматный мирок Илюмжинов потерял право снова баллотироваться на привычный для него пост. Ему осталось вернуться к своим любимым занятиям, среди которых не последнее место занимают устные рассказы о контактах с инопланетянами, экстрасенсами и ясновидящими.

Как раз на замену такого руководителя выступает Аркадий Дворкович, опирающийся, кстати, и на поддержку Илюмжинова, проведшего ряд консультаций с местными федерациями.

Большая тройка

Выбирать нового мирового шахматного администратора представителям 186 национальных федераций предстоит из трёх финалистов — Аркадия Дворковича, действующего исполняющего обязанности главы федерации выходца из Греции Георгиуса Макропулоса, а также английского гроссмейстера Найджела Шорта, чьи позиции на должность, скорее, символические. Предприимчивый грек заранее заручился поддержкой более шестидесяти федераций, но позиции Дворковича буквально накануне открытия конгресса значительно укрепились. Тем более, что с него сняли прежние обвинения в ряде нарушений регламента при регистрации и выдвижении.

Возникает резонный вопрос, зачем это нужно самому бывшему вице-премьеру? Над ним, в некотором смысле, довлеет семейная традиция: он сын известного шахматиста и арбитра, в отрочестве, говорят, подавал немалые надежды в мире 64 клеток. И всё же в карьерном плане Дворкович предпочёл поступить по-своему: выучился на экономическом факультете МГУ, занялся наукой и, в конечном итоге, сделал громкую правительственную карьеру.

Властная верхушка

О причинах, приведших к его отставке в правительстве, существует немало откровенных домыслов. Одни уверены, что он погорел по причине излишней близости к попавшим ныне в опалу братьям Магомедовым. Другие предпочитают утверждать, что глава государства Владимир Путин, известный сторонник сдержек и противовесов, решил ослабить в кабинете министров позиции откровенных либералов, отпустив Аркадия Дворковича, равно как и Игоря Шувалова, на вольные хлеба.

Впрочем, Дворкович и без работы в правительстве имеет целый набор титулов: сопредседатель фонда «Сколково», глава совета директоров РЖД, член наблюдательных советов крупнейших банков. Но внезапно у него возникла претензия и на шахматное президентство. Для чего?

Если абстрагироваться от семейного увлечения, забыть, что семь лет Дворкович играл важную роль в нашей шахматной федерации, то вывод остается один — он стремится приобрести некий наднациональный статус. В данном случае навряд ли политик руководствуется соображениями безопасности, опасаясь преследования по причине вскрывшихся неких прежних прегрешений. Тем более что он сохранил прекрасные отношения с правящей верхушкой России. По обсуждаемым в кулуарах слухам, президент РФ Владимир Путин во время встречи с израильским премьером Биньямином Нетаньяху даже попросил его замолвить словечко о Дворковиче в тамошних шахматных кругах. Если это и красивая легенда, то отношение к бывшему вице-премьеру наверху очевидно.

По сути, до завтрашнего окончательного решения Дворковичу брошен новый интересный вызов судьбы. Впрочем, пока ему надо суметь обойти оборотистого грека Макропулоса, который уже примеряет на себя лавры президента FIDE.

Михаил Щипанов
М. Щипанов