Чтобы снизить аварийность на дорогах, в России предлагают запретить пользоваться каршерингом водителям моложе 25 лет. С подобной инициативой к министру транспорта Евгению Дитриху обратился депутат Законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров. В документе, который направлен в ведомство (есть в распоряжении News.ru), также говорится о необходимости установить минимальную величину водительского стажа для клиентов проката на уровне трёх лет.
По мнению автора обращения, каршеринг в последние годы стал пользоваться большим спросом у россиян, но с популярностью растёт и аварийность с участием машин сервиса.
«Стоимость пользования этой транспортной услугой может стоить ниже, чем даже услуги классического такси. Сейчас на рынке автомобильного проката происходят настоящие торговые битвы — компании соревнуются в предоставлении более выгодных условий и новых автомобилей. Всплеск этого явления имеет и обратную сторону — в городах стали часто происходить ДТП с участием „каршеринговых“ машин», — отмечает депутат.
Крупные сервисы устанавливают правила на своё усмотрение. В основном это стаж вождения от двух лет и возраст от 21 года. При этом новые компании вообще не вводят ограничений, так как хотят увеличить клиентскую базу и закрепиться на рынке, констатирует Петров. В связи с чем он просит ввести обязательные нормы для всех пользователей каршеринга.

«Из-за стремления моментальной наживы со стороны коммерсантов государство не обеспечивает должной защиты для граждан, которые могут пострадать из-за отсутствия навыков управления транспортным средством у пользователей каршеринга. Поэтому прошу принять меры по наведению порядка в данной сфере — минимальный возраст пользователя каршеринга должен быть не ниже 25 лет с не менее чем 3-летним стажем управления автомобилем», — говорится в документе.
Возраст 30+ и стаж 5+ — самый безрисковый сегмент
Идею ввести ограничения по стажу и возрасту для пользователей каршеринга в разговоре с News.ru поддержал и координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов.
«Это отличная идея, потому что на рынке используются различные инструменты для конкурентной борьбы. Условно говоря, компании пытаются за счёт снижения ограничений увеличить поток клиентов. Что в итоге приводит к высокой аварийности. Конечно же, должен быть порог входа как по опыту, так и по возрасту. Нельзя развивать бизнес за счёт безопасности людей. И, безусловно, здесь нужны какие-то действия со стороны регулятора», — считает эксперт.
По его мнению, условия аренды должны быть такими же, как для автомобилей бизнес-класса. Именно в этой категории, уверен он, предприниматели наиболее трезво оценивают риски, устанавливая повышенные требования к возрасту и стажу водителя.
«У нас есть прекрасный пример, который подаёт сам же каршеринг, — это автомобили премиум-класса. Практически у всех операторов, для того чтобы арендовать такую машину, нужно иметь большой стаж вождения и достигать определённого возраста, 25 или 30 лет. Сами сервисы давно пришли к этой формуле — возраст 30+ и стаж 5+ — самый безрисковый сегмент водителей, которым можно доверить машину», — сообщил Шкуматов.
Право бизнеса
При этом депутат Госдумы Вячеслав Лысаков напомнил, что каршеринг — это частный вид бизнеса, который волен устанавливать любые правила в рамках действующих федеральных законов. Он отметил, что даже такой массовый сегмент перевозок, как такси, только недавно начал регулироваться законом.
«Предлагать можно всё что угодно, но это не может быть облечено в какую-либо правовую форму. Это может решить на федеральном уровне только высший орган законодательной власти — Госдума, внести определённые нормы, правила, критерии, которые будут регулировать этот бизнес», — утверждает депутат.
Однако в ближайшее время это вряд ли произойдёт, считает он. По одной простой причине — даже таксомоторные перевозки ещё находятся в стадии законодательного регулирования.
«А по поводу каршеринга вообще нет никаких федеральных законов и законопроектов и в ближайшее время не будет. Пока с такси мы не разберёмся», — подытожил парламентарий.