Неподражаемый француз Люка Дебарг, который получил премию на XV конкурсе имени Чайковского четыре года назад, сыграет два концерта в столице на разных площадках, но с одинаковой программой. В неё вошли заигранные им до дыр сонаты Доменико Скарлатти, Николая Метнера и Ференца Листа. Но публика снова и снова готова их слушать. Те, кто относит себя к меломанам-любителям, говорят, что их подкупает киношная, образная трактовка пианистом произведений классиков. Много непредсказуемого в его игре — чётко прописанную партитуру он играет как бы заново, импровизируя, да и сама постановка рук на клавиатуре особенная, вообще не понятно, как при такой корявости можно извлекать божественной красоты звуки.


Профессионалы от музыки не устают «ловить блох» в игре Дебарга, даже заключают пари, сколько ляпов он допустит в виртуозных кусках той же сонаты-фантазии Листа «По прочтении Данте».

Вот так и набиваются полные залы на выступления Дебарга. Более того, свои недостатки — до сих пор ему отказывают в технике и цепляют за не очень обширный репертуар — он превратил в свои достоинства. По крайней мере, сегодня стоимость билетов на его концерты выше, чем у тех виртуозов, которых он так дерзко переиграл на конкурсе Чайковского.

Люка, слывущий личностью гениальной и где-то даже нездешней, сумел грамотно инвестировать (а может и кто-то помог) свой неожиданный триумф на конкурсе в Москве. Члены жюри, пытаясь тогда оправдать своё решение сделать лауреатом парня, который фальшиво играл Первый концерт Чайковского, ответили так: мол, всё равно у него нет будущего. Всё детство и юность он валял дурака, пока его матёрые конкуренты уже в 10 лет брали призы юношеских состязаний. Он никогда не выучит достаточного количества сольных программ, чтобы заключить выгодные контракты и ездить с гастролями по всему миру. Да и в других конкурсах ему вряд ли что светит.

Lucas Debargue/Facebook

В последнем профессура не ошиблась. Дебарг после 2015-го года больше не участвовал ни в одном состязании пианистов. Он решил повышать свою добавленную стоимость как артиста по-другому и продолжил профессиональное обучение на фортепиано, навёрстывая упущенное.

Поэтому его программы не очень быстро, но грамотно обновляются. Да, он выпускает по одной новой в год. Но репертуар невелик, так как четыре года назад у него не было ничего. Поэтому каждый концерт для него самого — это своего рода испытание на профессионализм. Он, играя годами одно и то же, экспериментирует со звуком, темпами, а в силу своей природной инаковости делает это очень нестандартно.

Все попытки «раскусить» Дебарга на предмет его эксклюзивной подачи материала заканчиваются безрезультатно. Загадочная французская душа, замешенная на русских корнях (бабушка и дедушка в своё время иммигрировали из России во Францию). И многие эксперты именно данным единокровием объясняют квазиуспешность Дебарга на родине своих предков. Именно в Москве он победил в конкурсе, не став при этом первым. Но вернуться на этот проект он может, например, в другом качестве. Члена жюри! Конечно, это будет не так скоро — через три недели начинается шестнадцатый по счету конкурс, а француз может объявиться здесь в новом качестве где-то на двадцатом. Даже если это сказка, но такая необычная. Как всё то, что делает сейчас на сцене этот «Кашпировский от музыки».

Самое интересное - в нашем канале Яндекс.Дзен