В Нью-Йорке набирает обороты сервис, использующий вертолёты в качестве транспортного средства для поездки пассажиров в аэропорт. Сервис не нов, но цены значительно упали: трансфер из аэропорта Нью-Йорка стоит сегодня всего $195 (12,6 тысяч рублей).


Регулярные рейсы за эту цену совершает компания Blade Urban Air-Mobility. Буквально за пять минут из аэропортов LaGuardia, John F. Kennedy Airport (JFK) и Newark можно долететь до Манхэттена. Это серьёзная конкуренция таксистам: в случае плотного трафика такси обходится дороже, чем полёт на хеликоптере.

Вертолёты десятилетиями перевозили богатых людей из Манхэттена в нью-йоркские аэропорты. Сегодня путешествие занимает времени не больше, чем обычно уходит на то, чтобы смешать коктейль, пишет Bloomberg. При этом поездка стоит всего $195, и её можете забронировать через смартфон. Еще в 2014 году, когда Роб Визенталь основал Blade Urban Air Mobility Inc., поездка на вертолёте в аэропорт имени Джона Кеннеди — 13 миль от Манхэттена — стоила $3000. Глава компании смог уменьшить себестоимость полетов, найдя для этого возможности: более эффективную заправку, менее дорогое оборудование и удачное планирование рейсов. Ключевую роль сыграло использование новой модели вертолёта от Bell Helicopter — одной из фирм, продукцию которой Визенталь использует для организации своих полётов .

Мы используем самый экономичный двигатель, который только есть у Bell Helicopter, — приводит издание слова Уилла Хейберна, главы корпоративного развития Blade. — Увеличив количество людей на каждом вертолёте и работая только между городом и аэропортами, мы резко повысили эффективность рейсов.

Чтобы добраться до этой невысокой ценовой точки, потребовалось около пяти лет. Компания сначала фрахтовала вертолёты и тестировала, в какие дни и какие направления наиболее востребованы. В итоге Blade снизил цену без ущерба для безопасности, и компания первой начала непрерывное обслуживание между аэропортами и Манхэттеном. Рейсы отправляются несколько раз в час. В отличие от чартеров, вертолёты более надёжно перевозят пассажиров в обоих направлениях, с минимальными затратами.

Со слов главы компании, более 75% их клиентов никогда раньше не летали на вертолёте, при этом 22% пассажиров повторно прибегли к их услугам в том же месяце. Средний возраст клиентов Blade — 38 лет, из них 55% — мужчины, 95% — бронируют полёт в мобильном приложении.

Через три-пять лет мы рассмотрим возможность снижения цены с $195 до диапазона $70–90, — сообщил глава компании.

Из истории вопроса

Первое применение вертолётного такси в Нью-Йорке датируется 1965 годом. Тогда они использовались для сообщения между штаб квартирой авиакомпании Pan American и ее терминалом в аэропорту имени Кеннеди.. Всё это продолжалось до 1968 года. Затем сообщение ненадолго возобновилась в 1977 году, пока в мае того же года лопасть вертолёта не сломалась, убив трёх человек, ожидавших посадки на вертолётной площадке, а также пешехода на улице.

К 2010 году вертолёты производили 80 000 взлётов из Нью-Йорка, по данным Economic Development Corp. Сегодня более 160 млн человек в год отправляются в аэропорты и часть из них — на этом виде транспорта. При этом средняя скорость наземного транспорта в Нью-Йорке за последнее десятилетие упала с 11 миль в час до 7,8 миль в час.

Пассажиры аэротакси после полета на вертолетной площадке Крокус ЭкспоПассажиры аэротакси после полета на вертолетной площадке "Крокус Экспо" Максим Шеметов/ТАСС

Вертолётом в Шереметьево

В Москве вертолётными площадками оснащены многие высотные здания. Наиболее известные места находятся в таких жилых комплексах, как «Пирамида», «Дирижабль», «Кронштадтский», «Крылатская Панорама», «Эдельвейс», Respect Hall, Well House, «Миракс Парк», «Янтарный Город», «Скай Форт», Gazoil City, «Академдом» и другие. Большими габаритами отличается вертолётная площадка в пентхаусе «Цезарь» в четвёртом корпусе ЖК «Алые паруса». Тренд на создание подобных мест для «парковки» хеликоптеров был задан в 2012 году и в настоящее время наращивает обороты. Однако ни одна из этих площадок не используется в коммерческих целях — главным, образом, они отданы под нужды санитарной авиации и МЧС.

Однако услуга проезда в аэропорты в Москве всё же есть. Вертолёты стартуют с вертодромов, которые расположены за МКАД и не особенно популярна, а цена её, например, у компании Heliclub, составляет от 10 500 рублей за рейс до Шереметьево (25 минут в пути) на вертолёте Robinson. Та же поездка будет длится на пять минут короче, если воспользоваться моделью Bell 407, но при этом цена поездки возрастает в два раза — до 21 600 рублей с человека. Это примерно в два раза дороже, чем рейсы в Нью-Йорке. Впрочем, там, в Большом Яблоке, полёт длится, как уже было сказано, около пяти минут.