В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка-инсталляция «Анатомия кубизма», призванная показать процесс создания знаменитой картины Пабло Пикассо «Авиньонские девицы». На экспозиции представлена её репродукция, но главное сокровище — «Тетрадь номер 7» с почти 60 эскизами художника — вполне подлинная. Рисунки Пикассо приоткрывают тайну создания картины, показывают, как из множества элементов мастер собирал своё полотно, которое изначально собирался назвать «Философский бордель». Выставка очень удачно встроена в постоянную экспозицию музея — предметы коллекции органично перекликаются с артефактами из Древнего Египта, Рима и Греции, и в целом даёт отличное представление о том, как один из главных художников-экспериментаторов в искусстве пришёл к революционному кубизму.

В технополисе «Москва

31 августа, пятница

» пройдёт первый столичный бизнес-фестиваль Greenfield Fest. В программе мероприятия — лекции экс-директора по глобальному обучению в Apple, футуролога Уильяма Рэнкина о том, какие профессии будут актуальны в будущем, а также маркетолога Игоря Манна о том, как быть эффективной личностью. Музыкальная составляющая фестиваля — ещё более впечатляющая: диджей-сеты от Дарьи Малыгиной, а также выступления групп Brainstorm, Mgzavrebi, Tesla Boy, Guru Groove Foundation и других.

1 сентября, суббота

Тем, кому 1 сентября в школу не надо, советуем пойти в кинотеатр «Юность»: там специально ко Дню знаний устраивают показы научных фильмов. В программе на 1 и 2 сентября — истории о раскрытии творческих способностей искусственного разума («Альфа Го»), изготовлении музыкальных инструментов из мусора («Музыка ненужных вещей») и создании учёными искусственной звезды («Да будет свет!»).

В Adrenaline Stadium выступит основатель, пожалуй, самой успешной рок-группы «нулевых» Linkin Park Майк Шинода. На московском концерте он представит альбом Post Traumatiс — очень личную пластинку, рождённую музыкантом в попытке примириться со смертью вокалиста группы Честера Беннингтона. По признанию критиков, Post Traumatiс — самый многообещающий и разноплановый из всех альбомов, созданных Шинодой. Убедиться в этом лично можно уже в субботу.

Майк ШинодаФото: Mairo Cinquetti/ZUMAPRESS.com/Global Look PressМайк Шинода

Тем временем главный идеолог российских домохозяек — актриса и повар Юлия Высоцкая — устраивает очередной живой мастер-класс. В программе — легендарное пирожное «Павлова» — меренга со сливочным кремом и свежими ягодами. Назван десерт в честь знаменитой русской балерины и в идеале должен быть именно таким — нежным, невесомым и воздушным, как па Анны Павловой. Научиться готовить именно такое лакомство под руководством Высоцкой сможет любой посетитель торгового центра «Метрополис», так что не зевайте, мест всего 30.

2 сентября, воскресенье

О еврейских корнях поэта Владимира Высоцкого в стенах Еврейского музея будет рассуждать писатель Дмитрий Быков. Еврей — это и образ чужака, и персонаж, наделённый вечной скептической иронией, и враг народа, и интеллигент, и революционер — все смыслы, коими наделено это слово, и не перечислишь. Всё это не столько смешно, сколько трагично, и именно такой — трагичной, по словам Быкова, была судьба Высоцкого в России. Писатель расскажет о том, как сам Высоцкий относился к своим еврейским генам и как приспосабливал их к советской судьбе.

3 сентября, понедельник

В МХТ имени Чехова — большая премьера: «пьеса без стен» «Человек из рыбы» Юрия Бутусова. Для режиссёра этот спектакль — серьёзный вызов, едва ли не первый опыт общения с современной драматургией: в основу положена одноимённая пьеса Аси Волошиной. Впрочем, всё не случайно: катализатором для создания пьесы у Волошиной выступила бутусовская трактовка булгаковского «Бега» на сцене столичного Театра имени Вахтангова. Из неё позаимствовала драматург место действия — дом на Караванной, ведь именно о снеге на Караванной мечтали белые эмигранты в «Беге». И хоть время действия в этот раз — наши дни, сюжет вполне схож с булгаковским: «Человек из рыбы» — о «сгнивающем теле страны» и большой боли за родину и с теми же бутусовскими «рюшечками» — оглушительной музыкой, танцами, повторами диалогов, хаосом и гротеском.

4 сентября, вторник

Первая масштабная выставка одного из самых загадочных современных русских художников — Uno Moralez — открывается в Мультимедиа Арт Музее. В проект «О том, что помнишь, позабудь» вошли работы автора за последние 10 лет. Первые истории Uno Moralez в технике пиксельной графики появились в Интернете и жили там до недавнего времени, пока в МАММе их не решили вынести в офлайн, снабдив каждую мультимедийной инсталляцией, придающей работам художника новые смыслы.

Фрагмент работы художника Uno Moralez Фото: unomoralez.comФрагмент работы художника Uno Moralez

Джазовый вторник устраивают в Клубе Игоря Бутмана: на этот раз на столичной сцене гостит венский барабанщик Михаэль Сэйфрид. Ему покорны все направления — от традиционного джаза до электронной музыки, чем музыкант беззастенчиво пользуется, скрещивая и экспериментируя. Во вторник с Сэйфридом на сцену выйдут Moscow Organ Quartet (а это гитара, орган Хаммонда и саксофон) и будут исполнять как авторские композиции, так и известные джазовые произведения в своих аранжировках.

5 сентября, среда

Солистка группы «Мельница» Хелависа празднует свой день рождения в клубе «16 тонн». Основой программы станет последняя пластика певицы — «Люцифераза», а дополнят её песни с прошлых дисков и акустические версии «мельничных» хитов. Вместе с Хелависой на сцену выйдет гитарист Сергей Вишняков, а по ходу действия появятся и другие коллеги музыкантов из «Мельницы».

6 сентября, четверг

В Третьяковской галерее на Крымском валу открывается первая масштабная ретроспектива концептуалиста Ильи Кабакова — одного из самых узнаваемых в мире русских художников. Проект «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех» уже показали в британской галерее Tate Modern и петербургском Эрмитаже, а теперь, наконец, довезли до родины Кабакова. Экспонаты — а это инсталляции, рисунки, объекты и картины — охватывают почти 60 лет работы известного художника и дают самое полное представление о том, кем был и как эволюционировал автор. Что важно — в Москве впервые покажут инсталляцию «Пустой музей», а также несколько работ Кабакова из частных коллекций, которые не видели ни Петербург, ни Лондон.