Середина августа 2000 года сковала Россию ужасом. Усадила страну перед телевизионными экранами. Сплотила. Позволила не стесняться слёз. Навсегда впечатала в сетчатку глаз душещипательные кадры, а в ушные мембраны — название. Одно слово, которое с нами уже 18 лет.
«Курск»
Печально знаменитая атомная подводная лодка затонула на глубине 108 метров в Баренцевом море. Трагедия произошла во время учений 12-го августа. Никто из экипажа в количестве 118 человек не спасся. По количеству погибших катастрофа стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота.
«К-141», оснащённая крылатыми ракетами, была приписана к закрытому городу Североморску. Её спустили на воду в 1994-м, уже через год подлодка вошла в состав Северного флота России. Служить стране ей предстояло лишь пять лет…
За это время «Курск», не забывавший барражировать по российской границе, сделал немало для укрепления мощи отечественного флота. За год до аварии, например, скрытно наблюдал за авианосцем ВМС США «Теодор Рузвельт», который во время операции НАТО бомбил Югославию. Тогда «Курск» отработал целых пять условных атак по реальным целям.
В день трагедии ракетоносному крейсеру — 24 крылатые ракеты и столько же торпед — нужно было отработать пуски по учебной цели. По версии следствия, опубликованной в 2002 году, на борту из-за утечки топлива взорвались торпеды, это инициировало другой взрыв и последующее разрушение отсеков. Но это лишь официальная версия.
В отличие от советского времени, когда главенствовала установка замалчивать почти все катастрофы (и история с погибшей футбольной командой «Пахтакор» тому доказательство), трагедия с «Курском» получила широкую огласку. Свыше недели Россия буквально жила перед телевизором. СМИ, в том числе зарубежные, ежедневно выдавали дайджесты подробностей. Все переживали за моряков. Верили, что хоть кто-то выжил и дождётся помощи. Держали кулаки.
Как оказалось, напрасно. На поверхность подняли лишь останки. А пока вдовы, дети, вся страна оплакивали погибших, специалисты шёпотом обсуждали шансы экипажа на спасение. И сошлись в одном: уж нескольких-то спасти было очень даже реально.
Если так, то почему же не спасли
Приведём некоторую информацию. Лишь 16 августа президент санкционировал командованию ВМФ привлечение помощи иностранных водолазов: оказывается, потребовалось несколько дней, чтобы понять, что у страны нет нужных спасательных средств. Норвежские водолазы подключились к спасательной операции 20 августа. День спустя они проникли внутрь подлодки, где нашли 118 трупов. При этом даже через несколько часов после взрыва многие члены экипажа были живы: 23 моряка боролись за жизнь в кормовых отсеках ещё минимум двое суток. Есть также данные, что норвежцы и раньше предлагали помощь, которую поначалу решительно отвергли. Увы, но факт: согласись Москва сразу, несколько человек остались бы живы.
К тому моменту новоиспечённый президент Владимир Путин находился у власти лишь восьмой месяц. Естественно, он не был готов к трагедии такого масштаба и попросту не знал, как в таких случаях себя вести. Вообще, тогда российский лидер был в отпуске. Простые смертные отмечали, что Путин не слишком торопился к Баренцеву морю: весь период спасательных работ он провёл в Бочаровом Ручье. По новостям тогда многие запомнили его загорелым и без следов скорби на лице. Это же отметили и зарубежные зрители после интервью главы государства Ларри Кингу и CNN, особенно во время реакции на вопрос, волновавший абсолютно всех: «Что всё-таки произошло с „Курском“?»
Подъём корпуса стартовал лишь в 2001 году — 18 мая был подписан контракт с голландской фирмой Mammoet. От экспертов не укрылся один примечательный факт. Заключался он в следующем: вначале экспедиция, вышедшая в Баренцево море, отделила первый отсек, на котором нашли вмятину от непонятного удара. В итоге этот кусок корпуса пролежит на дне до 2002 года. Здесь-то и приходит черёд неофициальных версий гибели «Курска».
Есть теория, что на борту находился чеченский террорист-смертник из Дагестана — об этом в первые дни сообщил сайт «Кавказ-центр». Очень популярна версия о роковой для экипажа бракованной торпеде, с которыми, по существу, команда не научилась управляться. Но с вмятиной и нежеланием доверять правый отсек зарубежным водолазам больше других вяжется версия про столкновение с противником из НАТО — американской подлодкой-шпионкой. Ещё 15 августа радиостанция «Эхо Москвы», ссылаясь на анонимный источник, сообщила: «Во время происшествия с российской атомной подводной лодкой „Курск“ вблизи от неё находились две подлодки ВМС США, акустики одной из которых в субботу зафиксировали звук взрыва».
Краткий дайджест следующих дней. Вечером 15 августа Главком ВМФ России адмирал Владимир Куроедов первым озвучил информацию о возможном столкновении с американцами. 16 августа Министр обороны Игорь Сергеев заявил по ТВ о таране «Курска». После — версии поделились на «случайный» таран и «преднамеренный» с разбавлением словами вроде «торпедирование».
В последовавшие после катастрофы годы родственники погибших получили квартиры в различных регионах России, а умерших моряков посмертно наградили. Но что же было на самом деле — до сих пор загадка. Косвенно в пользу стычки с подлодкой НАТО сыграл французский фильм «Курск. Подводная лодка в мутной воде». Его авторы полагают, что по российским морякам пальнула подлодка ВМС США «Мемфис», которую прикрывала другая субмарина Штатов — «Толедо». На основе событий, связанных с «Курском», готовится и фильм от студии Люка Бессона — его релиз намечен на 2018 год. Возможно, именно в нём пазл наконец сложится.
Пока же — одни светлые воспоминания. И название, которое с нами уже 18 лет.