23 декабря 2025 в 13:11

Мотоциклы, которые мы потеряли: забытые марки советской мототехники

Cezeta Jawa 175 Cezeta Jawa 175 Фото: Shutterstock/FOTODOM
Читайте нас в Дзен

В истории советской мототехники есть целый пласт марок и моделей, которые когда-то гремели на всю страну, были предметом гордости и мечтаний, а сегодня стали тихими реликвиями прошлого. Эти забытые советские мотоциклы — не просто устаревшая техника. Это свидетели инженерной мысли, культурных трендов и экономических поворотов огромной страны. Их судьбы складывались по-разному: одни исчезли в водовороте рыночных реформ, другие не выдержали конкуренции, а третьи так и остались многообещающими экспериментами. Сегодня они обретают новую жизнь как объект ностальгии и ценный раритет советской мототехники, чья история заслуживает того, чтобы ее помнили.

«Ижевск»: почему исчезла целая мотоциклетная марка

История марки «Иж» началась блестяще в 1929 году, когда инженер Петр Можаров создал пять экспериментальных моделей для Всесоюзного мотопробега. Такие машины, как мотоцикл Иж-1 с V-образным 1200-кубовым двигателем, были передовыми для своего времени. Однако путь к массовому производству оказался долгим. Первой серийной моделью стал Иж-7, фактически копия немецкого DKW. После войны завод, используя немецкие репарации (чертежи и оборудование DKW NZ-350), наладил выпуск популярного Иж-350, а затем и легендарных семейств «Планета» и «Юпитер».

Пик славы пришелся на 1960–80-е годы, когда с конвейера сходило до 350 тысяч мотоциклов в год, а общий выпуск за историю завода превысил 11 миллионов единиц. Но судьба марки была предрешена. Несмотря на попытки модернизации в 1990-х и даже создание моделей в стиле чопперов, завод не смог адаптироваться к новым рыночным условиям. Конструкция, восходящая к довоенным немецким образцам, морально устарела, а качество сборки отставало от зарубежных конкурентов. В 2008 году предприятие «Ижмото» было признано банкротом и закрыто, поставив точку в почти 80-летней истории одного из флагманов отрасли. Исчезновение марки стало символом конца целой эпохи в отечественном машиностроении.

Мотоциклы, которые мы потеряли: забытые марки советской мототехники Мотоциклы, которые мы потеряли: забытые марки советской мототехники Фото: Владимир Акимов/РИА Новости

«Ковровец» и «Восход»: от расцвета до забвения

Эволюция мотоциклов из Коврова — наглядный пример развития легкого мотоциклетного класса в СССР. Все началось с послевоенного мотоцикла К-125, созданного на базе трофейного DKW RT-125. Эти простые и доступные машины пользовались огромным спросом, и за 15 лет их выпустили около 750 тысяч.

Настоящим прорывом стал К-175, представленный в 1956 году. Он уже не был прямой копией, хотя и вдохновлялся чехословацкой Jawa-250. Это был современный для своего времени мотоцикл с обтекаемыми формами, закрытыми кожухами и мощностью 8 л. с. Он стал первым массовым советским мотоциклом в классе 175 куб. см и заслужил любовь потребителей, открыв новую страницу в истории завода.

Jawa-250 Jawa-250 Фото: Shutterstock/FOTODOM

В 1965 году, в честь полета космического корабля, новая модель получила звездное имя «Восход». История мотоцикла «Восход» — путь постоянной модернизации. От первой модели с 10-сильным двигателем и скоростью 95 км/ч инженеры пришли к «Восходу-3М» с 14-сильным мотором, полноценной приборной панелью и улучшенной эргономикой. Существовали и специальные версии: «Турист» с дугами безопасности и багажником, «Охотник» в камуфляже.

Однако к концу 1980-х конструкция, основанная на двухтактном двигателе и простой раме, перестала соответствовать запросам времени. Производство постепенно сворачивалось, а на смену «Восходам» пришли более дешевые и экономичные мопеды и скутеры. Несмотря на попытки выпускать модели »Курьер» и «Сова» уже в 2000-х, былой славы вернуть не удалось. Легендарная марка, когда-то бывшая мечтой советской молодежи, тихо сошла со сцены.

Чехословацкие «ЧеЗеты» (CZ) в СССР: легенды импорта

В ряду марок мотоциклов СССР особняком стоял импорт. И если Jawa была желанным и относительно доступным «европейцем», то его собрат под маркой CZ, или, как его называли в Союзе, «ЧеЗет» (CZ), окутывала аура избранности и дефицита. Хотя оба мотоцикла были продукцией дружественной Чехословакии и имели общие корни, CZ ввозился в страну в гораздо меньших количествах, так как завод-производитель Ceska zbrojovka в первую очередь был оружейным.

В СССР поставлялась в основном одна модель — CZ 350 типа 472, в различных модификациях, с 1976 по 1989 год. При схожем с Jawa 350 двигателе, «ЧеЗет» имел принципиальное отличие — более легкую одинарную раму (у Jawa — дуплексная, для коляски). Это делало его динамичнее и маневреннее на хорошей дороге, хотя и добавляло вибраций. Мотоцикл ценился за спортивный характер, полностью одиночную посадку и даже более высокую цену. Он был не просто транспортом, а атрибутом статуса.

Особой славой пользовались кроссовые модели CZ, которые поставлялись по линии спорткомитетов и были фактически недоступны обычным покупателям. Они доминировали в соревнованиях по мотокроссу, что только укрепляло легендарную репутацию марки. После прекращения поставок и распада соцлагеря «ЧеЗеты» стали настоящей редкостью на постсоветском пространстве. Их раритетность сегодня подогревает коллекционный интерес: цены на ухоженные экземпляры могут в разы превышать стоимость массовых советских моделей.

«ЧеЗет» (CZ) «ЧеЗет» (CZ) Фото: Shutterstock/FOTODOM

Экспериментальные и малосерийные модели

Помимо конвейерных машин, история советского мотостроения полна смелых проектов, которые так и не доехали до широкого потребителя. Эти забытые раритеты советской мототехники сегодня являются самыми ценными экспонатами коллекций.

Еще в 1929 году, на заре ижевского мотостроения, инженер Петр Можаров создал не только рабочие, но и опережающие время конструкции. Например, Иж-2 с приводом на колесо коляски и вентиляторным охлаждением. В послевоенные годы эксперименты продолжались. В середине 1960-х на Ижевском заводе был создан опытный ИЖ-555 с двухцилиндровым двигателем объемом 493 см³ и мощностью 25 л. с., который по динамике превосходил все серийные модели. Однако он не вписывался в утвержденную производственную линейку завода и остался прототипом.

Подобные истории были и на других заводах. Например, «Восход-3М Люкс» середины 80-х с улучшенной отделкой, хромированными деталями и даже опытами с литыми колесами выпускался лишь малой серией. А такие модели, как «Ковровец» К-175СМ для многодневных спортивных соревнований с форсированным двигателем и усиленной рамой, были доступны лишь спортсменам. Эти модели демонстрировали потенциал советских конструкторов, который часто упирался в требования плановой экономики, унификации и массовости.

Где можно увидеть эти мотоциклы сегодня

Сегодня оживить в памяти образы этих стальных коней можно не только на страницах старых журналов. Благодаря подвижничеству энтузиастов и коллекционеров забытые советские мотоциклы обретают вторую жизнь в музеях и на специализированных выставках.

Иногда частные коллекционеры проводят выставки, на которых можно увидеть тщательно отреставрированные и находящиеся на ходу экземпляры разных эпох: от послевоенных М1А «Москва» и К-125 до более поздних «Восходов» и «Ижей». Подобные частные и государственные коллекции существуют по всей России — в Москве, Санкт-Петербурге, Ирбите, Верхней Пышме. Экспонаты на них не просто стоят на подставках, а зачастую поддерживаются в рабочем состоянии, что позволяет услышать характерный звук их двигателей и по-настоящему ощутить дух времени.

Активную жизнь ведут и клубы исторической мототехники. Их участники не только собирают и восстанавливают раритеты, но и устраивают совместные пробеги, встречаются на ретро-ралли. Через аукционы и специализированные сайты до сих пор происходит активный оборот старых мотоциклов и запчастей к ним. Ценность того или иного экземпляра сегодня зависит не только от его состояния, но и от исторической значимости модели. Простой, но родной сердцу «Восход» или редкий, словно пришелец из другой реальности, «ЧеЗет» — каждый из этих мотоциклов является живым свидетельством своей эпохи, храня в винтах и заклепках память о дорогах, которые они проехали, и о людях, для которых они были больше, чем просто техникой.

Ранее мы писали про «Кировец»: инженерный гений СССР и легенда советских полей.

Оксана Головина
О. Головина