С 28 мая по 1 июня розничные цены на бензин в среднем по России выросли почти на 1 рубль. И конца и края этому процессу не видать. Совсем недавно не верилось, что бензиновая цена может перескочить психологический предел в 40 рублей. И вот она уже перебралась за отметку в «полтинник».
Владельцы независимых заправок предупредили, что в случае окончательной монополизации рынка литр бензина подорожает до 100 рублей за литр топлива в течение года. Цены на него диктуют нефтяные гиганты, по сути, монополизировавшие рынок. Это прежде всего «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть». Они делят между собой порядка 60% российского рынка АЗС, а значит, диктуют цены на нём.
Литр бензина за сотню целковых? Как вам такая перспектива? Впрочем, некоторые оптимисты исключают саму мысль о ней.

«Это невозможно, — заявил вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий энергетическую отрасль. — У правительства достаточно инструментов для того, чтобы урегулировать эту ситуацию».
Это заявление прозвучало на селекторном совещании с главами регионов. Участвующий в нём министр энергетики Александр Новак заверил, что его ведомству удалось охладить рынок. Однако статистика слова министра пока не подтверждает. По данным Росстата, с 28 мая по 3 июня топливо подорожало в 80 регионах страны. В целом же с начала года цена литра бензина, по официальным данным, выросла на 8%, инфляция за тот же период составила всего лишь 1,7%. То есть цены на бензин почти в пять раз опережают все прочие.
Российские автомобилисты продолжают чертыхаться на заправках, многие, особенно пенсионеры и прочие небогатые граждане, вынуждены поставить своих «железных коней» на прикол и пересесть на электрички и прочий общественный транспорт. Езда на авто для них становится не по карману. Но главная беда даже не в этом — рост цен на топливо бьёт по карману всех граждан. Известно ведь, что доля транспортных расходов в розничной цене многих товаров и продуктов (например, хлеба) доходит до 50%.
Растут цены на бензин — всё неизбежно дорожает. Это — аксиома! Цены на топливо знают лишь один-единственный вектор движения — на подъём. Что такое снижаться или даже просто оставаться на месте, они, судя по всему, не подозревают. Причём, похоже, им и президент не указ.

Во время недавней «Прямой линии» жалобы на бензиновые цены сыпались со всех концов страны. Как мы помним, ответственность за взлёт цен Путин возложил на правительство, которое, по его словам, просчиталось в процессе регулирования в сфере энергетики и энергоресурсов. Поручил новому кабинету министров разрулить ситуацию. Действительно ли просчиталось «старое» правительство? Сдаётся, что так называемый налоговый манёвр оно провело вполне сознательно. Резко снизило экспортную пошлину, в результате чего нефтяникам стало выгоднее продавать чёрное золото за кордон, чем торговать им на внутреннем рынке. Он же реагировал так, как рынку и положено: сократившееся предложение (в некоторых регионах, особенно отдалённых, даже возник «бензиновый голод») повлекло за собой рост розничных цен.
Как же поправить ситуацию и не допустить дальнейшего обвального роста цен на топливо? На самом деле, решение этой проблемы особой сложностью не отличается. Его подсказывают многие эксперты и независимые участники рынка. Например, для того чтобы не допустить дальнейшего галопирования цен, правительству предлагается включить режим ручного управления в оптовом сегменте, иначе говоря, снизить закупочные цены на топливо, тем самым обеспечив «адекватную» доходность для независимых АЗС. А значит, повысить уровень конкуренции на рынке. Стремясь продать своё топливо, они наверняка станут снижать его цену.

Заправщики также предлагают провести системную реформу отечественного топливного рынка. Для этого советуют значительно увеличить объёмы обязательной биржевой торговли — до четверти от производства дизельного топлива и до половины — бензина. Сегодня на бирже крупные компании должны продавать не менее 5% дизтоплива и 10% бензина. То есть российскому потребителю достаются сущие крохи с «нефтяного стола», основным же «блюдом» «потчуют» иностранцев — за твёрдую валюту. По идее, дело должно обстоять с точностью до наоборот. Запросы внутреннего рынка необходимо удовлетворять в первую очередь.
Известно, что до половины себестоимости топлива составляют различные налоги (включая акциз). Из этого следует, что снижая тот же акциз, можно было бы уменьшать и розничную цену горючего. Эксперты и предлагают государству прибегнуть к этой мере. Хотя, как выясняется, и снижение акцизов у нас не является гарантией уменьшения цены на топливо. За примером ходить далеко не надо. На днях правительство снизило акцизы на бензин на 2 тысячи рублей — с 7,7 тысячи рублей за тонну, и на дизтопливо на 3 тысячи рублей — с 11,2 тысячи рублей за тонну.
И что же? Да ничего! Тарифы продолжают себе расти.

Что же происходит? А то, что российский рынок и ценообразование на нём опираются не столько на экономические законы, сколько на субъективные факторы, главным из которых является элементарная жадность монополистов. С ними политес невозможен — свой интерес соблюдут при любом раскладе, взвалив издержки на плечи потребителя. Вести с ними переговоры, убеждая не задирать цены, — бессмысленно. Пустая трата времени, они понимают только язык силы.
Если государство действительно хочет остановить рост цен на топливо, оно может это сделать путём жёстких мер, бьющих отечественных нефтяных баронов по карману. Например, не выполнил план поставок бензина на внутренний рынок, превысил розничную цену выше установленного предела — плати штраф, да не грошовый, как сегодня, а многомиллионный.
Приструнить зарвавшихся монополистов властям при желании — раз плюнуть. На них грехов — как на собаке репьёв. Была бы политическая воля. А её-то как раз и нет. У «нефтянки» — мощное лобби на всех этажах российской власти. Наше государство, увы, всячески поддерживает крупный бизнес, особенно сырьевой, в ущерб бизнесу малому и среднему, а также подавляющему большинству населения России. Поэтому-то цены на бензин, вопреки заявлениям с высоких трибун, могут дорасти и до сотни целковых за литр. И до двухсот!