Между США и Европой идет торговая война. Пока введение пошлин в десятки процентов друг против друга приостановили. Но если западные страны не достигнут договоренностей, Евросоюзу станет очень невыгодно продавать свои автомобили, самолеты, оборудование и лекарства Штатам. Могут ли в итоге эти товары вновь заполнить наш рынок, разбирался NEWS.ru.

Какие пошлины для разных стран анонсировал Трамп

После вступления в должность 20 января американскому президенту потребовалось меньше двух недель для установления первых пошлин. Необходимость, по словам Трампа, возникла в связи с тем, что многие страны «обдирают Штаты направо и налево», вводя свои пошлины, в то время как Америка этого не делает. При этом они продают больше товаров в Америку, чем покупают у нее, и тем самым нарушают торговый баланс.

Глава Белого дома решил это исправить, и для начала, с 1 февраля, все товары из КНР были обложены платежом в 10%. С 4 марта были введены 25-процентные пошлины на импорт в США из Канады и Мексики (однако до половины продукции в итоге от тарифов освободили), а пошлины для Китая выросли до 20%. С 12 марта Штаты также ввели 25-процентные платежи со всего импорта алюминия и стали в страну, независимо от происхождения.

Далее, со 2 апреля, в отношении почти всех государств объявили тарифы в 10%. А с 9 апреля должны были начать действовать повышенные пошлины на импорт из ряда стран, включая Бангладеш (37%), Вьетнам (46%), страны Евросоюза (20%), Израиль (17%), Индию (26%), Ирак (39%), Индонезию (32%), Камбоджу (49%), Китай (54%), Лаос (48%), Лесото (50%), Малайзию (24%), Мьянму (44%), Республику Корея (25%), Таиланд (36%), Тайвань (32%), Швейцарию (31%), ЮАР (30%) и Японию (24%).

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Но Трамп в итоге заморозил вступление в силу этих норм на три месяца, заявив, что с лидерами указанных стран начали вести переговоры и часть из них буквально умоляют президента Америки все откатить назад. Исключением стал лишь Китай, в отношении него пошлины в конце концов выросли до 145%, в ответ Поднебесная ввела 84%. Другие страны тоже думают над ответом. Впрочем, не все. К примеру, Великобритания настаивает на прочном партнерстве с США и ищет выход, который устроил бы обе страны (если верить заявлению на сайте английского парламента).

Чем торгуют США и Европа

Два полюса западного мира традиционно были друг для друга крупными партнерами. Для наглядности приведем данные о торговых оборотах Штатов с Францией, Германией и Великобританией.

Франция

Тарифы Трампа должны были затронуть товары из Франции на сумму более €47 млрд. По данным французской таможни, США являются четвертым по величине экспортным рынком этой страны после Германии, Италии и Бельгии. В то же время французы покупают у США больше товаров (€52,7 млрд в 2024 году), чем продают. Но Париж меньше зависит от американского экспорта (он составляет 1,6% ВВП этой страны), чем, к примеру, Берлин (3,8% ВВП Германии).

Пятая часть продаваемых Штатам товаров связана с авиацией. В 2024 году Франция экспортировала в США «самолеты и космические аппараты» на сумму €9 млрд. Речь во многом идет об известных воздушных судах Airbus.

Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru

Фармацевтическая продукция также вносит значительный вклад в экспорт Франции в США: €3,6 млрд в 2024 году. И хотя недавно Белый дом объявил, что некоторые категории, включая лекарственные препараты, не подпадают под новые нормы, позже Трамп сказал, что может ввести внушительные пошлины на иностранные лекарства.

Германия

По итогу 2024 года сумма экспорта и импорта в торговле с США достигла €252,8 млрд, и Штаты снова стали важнейшим торговым партнером Германии, впервые с 2015 года. Автомобильная продукция продолжает занимать ключевые позиции среди экспортных товаров Германии. То есть в Америке сохраняется высокий спрос на немецкие автомобили. Среди других важных отраслей, выпускающих продукцию для США, остаются машиностроение и химическая промышленность.

Также Америка является важным зарубежным рынком для немецких фармпроизводителей. Туда в 2023 году ушло 23% экспорта такой продукции из Германии.

Великобритания

Туманный Альбион экспортирует в США больше, чем в любую другую страну. В 2024 году экспорт Королевства в США составил более 59 млрд фунтов стерлингов (€68,64 млрд), 16% от всего экспорта товаров Великобритании. Следующим по величине рынком является Германия, на долю которой пришлось 32 млрд фунтов стерлингов (€37,2 млрд) экспорта (9% от общего объема).

Пять крупнейших категорий товаров, экспортируемых в США за год (по сентябрь 2024 года):

  • автомобили (8,3 млрд фунтов стерлингов, или €9,7);
  • лекарственные и фармацевтические продукты (7,2 млрд фунтов стерлингов, или €8,4);
  • механические генераторы энергии и соответствующие товары (5,2 млрд фунтов стерлингов, или €6,1);
  • научные приборы и соответствующие товары (2,4 млрд фунтов стерлингов, или €2,8);
  • воздушные суда (2,2 млрд фунтов стерлингов, или €2,6).

       

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Станет ли теперь в России больше европейских лекарств

С учетом того, что на днях Трамп анонсировал введение «больших» пошлин на фармацевтические товары, которые приходят в Штаты, возникает вопрос — не перенаправят ли часть немецких, французских и британских поставок в Россию. Тем более что лекарства почти никогда под санкции не подпадают, это считается гуманитарным товаром (однако производители могут по собственному желанию сократить поставки).

Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов указывает NEWS.ru: у иностранных компаний за последнее десятилетие и без того сложилось обширное присутствие на российском рынке (в том числе за счет размещения своих заводов в нашей стране). И конкуренция тут слишком велика — отечественные аналоги большинства повседневных лекарств стоят в 2,5–3 раза дороже зарубежных.

Впрочем, допускает Беспалов, часть европейского фармбизнеса может на этой волне разместить больше своих производств в нашей стране или расширить номенклатуру. «У нас крупный рынок, рядом — страны ЕАЭС и другие государства. В Европе сейчас будет не очень хорошо с энергоносителями, а фармпроизводство весьма энергозатратно, и у нас нет проблем с ресурсами», — сказал аналитик.

Вернутся ли немецкие и британские автомобили в Россию

Как отмечает в беседе с NEWS.ru владелица салона «Лиса рулит» Елена Лисовская (специализируется на параллельном импорте), те же немецкие автомобили сейчас гораздо выгоднее покупать в Китае и Южной Корее на их совместных предприятиях с Германией. Кроме того, отмечает Лисовская, пошлины никак не связаны с санкциями, которые не позволяют возить автомобили из Европы.

Завод Volkswagen в КитаеФото: Shutterstock/FOTODOMЗавод Volkswagen в Китае

И в любом случае правительство может принять постановление, согласно которому, по данным Лисовской, с 1 мая вступит в силу новый утилизационный сбор («чем дороже автомобиль, тем выше налог»), и параллельный импорт машин в Россию окажется под большим вопросом. В итоге, к примеру, ввоз через страны ЕАЭС полностью прекратится, считает бизнесвумен.

Повезут ли в Россию снова самолеты Airbus и западное оборудование

Экономист Денис Ракша, отвечая на вопрос NEWS.ru о переориентации поставок в целом с США на Россию, заметил, что все руководствуются неправильной логикой. Ведь Штаты — это четверть всего мирового рынка. И это та часть планеты, которая готова платить очень большие деньги за европейские товары. Россия в этой ситуации проигрывает, и наш рынок при принятии решений в Вашингтоне никто даже не брал в расчет, указывает аналитик.

Другие страны, полагает он, тоже не смогут обеспечить столь высокоплатежный спрос, который демонстрируют американцы. Да и в целом Трамп, по словам эксперта, все это затеял не чтобы уравнять импорт и экспорт с другими странами (экономист полагает, что этого равенства американцы не почувствуют), а чтобы замотивировать партнерские страны инвестировать в Штаты. То есть, к примеру, создавать там свои производства. «Если раньше Саудовская Аравия готова была инвестировать в США $600 млрд, то сейчас уже — $1 трлн», — говорит Ракша.

Кроме того, добавляет он, американский президент может надавить на европейских коллег и потребовать больше не штрафовать технологические компании Google и Microsoft за различные нарушения, как это было раньше.

Читайте также:

Тарифная война Трампа убила рост рубля? Курс доллара, евро, юаня 10 апреля

В США нашли еще одно объяснение приостановке действия новых пошлин

Трамп второй раз за сутки поднял пошлины для Китая