Россия в этом году улучшила свои показатели в социальной сфере, утверждают аналитики международной консалтинговой компании Deloitte. В ежегодно составляемом ими Индексе социального прогресса (Social Progress Index) РФ поднялась на семь пунктов и обосновалась на 60-й позиции, опередив Украину (64-е место). На первой строке — Норвегия, на последней, 146-й — Центральноафриканская Республика.
Учёт множества факторов
Индекс SPI, составляемый с 2013 года, рассчитывается на основе многочисленных статистических данных из разных областей. Он принимает во внимание лишь социальные и экологические показатели, но не экономические — в этом его ключевое отличие от большинства международных рейтингов. Учитываются такие факторы, как базовые человеческие потребности (еда и доступность медицины, вода, жильё и личная безопасность), основа благополучия (доступ к базовым знаниям, к информации и связи, уровень смертности, окружающая среда), возможности (личные права, личная свобода и выбор, толерантность и интеграция, доступность высшего образования).
В текущем году в топ-10 списка, помимо Норвегии, вошли Дания, Финляндия, Япония, Нидерланды, Люксембург, Германия и Новая Зеландия. Россия в группе государств G20 заняла 13-е место, а среди стран БРИКС оказалась второй, отстав от Бразилии (49-е место). Как пояснил исполнительный директор Deloitte СНГ Иан Коулберн, свои позиции РФ улучшила за счёт повышения качества жилищных условий, электроснабжения, уровня здравоохранения. Кроме того, по его словам, наша страна по-прежнему опережает другие по показателю доступа к среднему специальному образованию, а также по очень высокому уровню образованности населения в области цифровых технологий, математики и физики. Что положительно сказывается на перспективах бизнеса в сфере IT.
Споры вокруг ВВП
У SPI есть противники: многие экономисты, в частности, критикуют его идеологов за нежелание принимать в расчёт экономические категории любого вида, призывают не опираться на показатели ВВП. По их мнению, нельзя упускать из виду, как страна распоряжается своим валовым внутренним продуктом, какую часть бюджета тратит, к примеру, на здравоохранение. Разработчики, со своей стороны, заявляют, что SPI модернизируется с каждым годом и что над составлением рейтинга работает огромный штат людей, получающих информацию от наблюдателей в разных точках мира. Кроме того, авторы уверяют, что, по их данным, рост ВВП не всегда приводит к социальному прогрессу, к благосостоянию населения.
Идея рейтинга SPI изначально принадлежит структуре Social Progress Imperative, объединяющей филантропов, политиков и социальных предпринимателей (в частности, такие организации, как Deloitte, Cisco, Фонд Сколла). Эта группа сформировалась в 2009 году — в разгар финансового кризиса. Создатели SPI верят, что глобальный экономический рост породил то, что они называют «плохим капитализмом», обладающим мизерным «социальным выхлопом». Исполнительный директор Social Progress Imperative, автор книги «Филантрокапитализм» Майкл Грин убеждён: такой капитализм лишь мешает социальному прогрессу, поскольку «сосредоточен на краткосрочных целях».
Что касается Deloitte, то эта компания входит в «Большую четвёрку» крупнейших в мире компаний, предоставляющих аудиторские и консалтинговые услуги, наряду с PricewaterhouseCoopers, Ernst&Yang и KPMG.
Между тем, если обратиться к цифрам, касающимся запланированных бюджетных ассигнований в РФ на «социалку» в период с 2019 по 2021 год, то они свидетельствуют об урезании расходов на эту сферу. По отношению к объёму ВВП доля расходов раздела «Социальная политика» составит в 2019 году 4,6% (4,8 трлн рублей), в 2020-м — 4,4% (4,9 трлн рублей) и в 2021-м — 4,0% (4,7 трлн рублей).
Сергей Смирнов, доктор экономических наук:
К подобного рода рейтингам у меня очень скептическое отношение. Если говорить о том же российском здравоохранении, оценка их авторов достаточно субъективна: она не отражает ситуацию с реальным качеством медицинских услуг в нашей стране. Мы ведь знаем, что произошло с реструктуризацией, с оптимизацией этой области. Кроме того, в июле по сравнению с июнем доходы россиян снизились. Ориентироваться на такие рейтинги, может, и нужно, но они не являются истиной в последней инстанции. Завтра туда введут какой-нибудь новый показатель, например, состояние мусоропереработки, и тогда Россия опустится на несколько ступенек вниз. Более объективные диагностические показатели — это, условно, сколько вы можете купить на деньги, заработанные вами за час, или на вашу пенсию. Или — сколько вам нужно работать, чтобы приобрести автомобиль, поехать в отпуск. С управленческой точки зрения такие аналитические материалы не могут служить основой для принятия решений. Если, скажем, брать образование и здравоохранение, то проведение реформ в этих сферах — многотрудный процесс, не реализуемый прямо сейчас. Или — по рождаемости у нас пошёл спад — вполне объективный, никакими заклинаниями тут не поможешь. Думаю, для кого-то в России такие рейтинги могут стать инструментом политического манипулирования.