10 января 2018 в 14:58

По рациональному счёту

Россия упрочила свои позиции на европейском газовом рынке, несмотря на противодействие Евросоюза

Фото: gazprom.ru/press

В 2017 году ПАО «Газпром» реализовало в странах дальнего зарубежья 193,9 млрд куб. метров газа — на 8,1% больше по сравнению с 2016 годом. Это абсолютный рекорд экспортных поставок российского голубого топлива за всю постсоветскую историю.

Как сообщил журналистам председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер, «2017 год стал годом новых экспортных рекордов "Газпрома"». По словам главы компании, в январе прошлого года был достигнут максимальный уровень поставок за месяц — 19,1 млрд куб. метров газа, а 19 декабря зафиксирован самый большой суточный объём — 640 млн куб. метров.

Предыдущий рекорд экспортных поставок был установлен в 2016 году, когда в странах дальнего зарубежья было продано 179,3 млрд куб. метров российского газа.

Рекордный рост продаж российского газа зафиксирован на ключевых для ПАО «Газпром» рынках. К ним относятся, прежде всего, страны Северо-Западной и Центральной Европы.

Первую строчку в этом списке занимает Германия, которая является крупнейшим потребителем нашего газа. В 2016 году в эту страну было поставлено 49,8 млрд куб. метров голубого топлива, а в 2017 году объём поставок увеличился на 7,1% — до 53,4 млрд куб. метров.

По сообщению «Газпрома», на 40% — до 8,5 млрд куб. метров — нарастила закупки газа Австрия, на 28% (5,8 млрд) — Чехия, на 24,5% (4,6 млрд) — Словакия. Во Франции спрос на российский газ возрос на 6,8%, в результате чего в эту страну было поставлено 12,3 млрд куб. метров.

В результате этого, по данным Interfax Global Gas Analytics, доля России на европейском газовом рынке возросла с 35% в 2016 году до 36% в 2017 году.

Председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер Председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер Фото: gazprom.ru/press

Рекордный объём газовых поставок в Европу глава «Газпрома» Алексей Миллер объясняет растущей потребностью европейских стран в российском газе и возможностью надёжного обеспечения таких поставок.

Это действительно так, но потребность европейских стран в российском газе едва бы повышалась, если бы «Газпром» своевременно не внёс серьёзные коррективы в свою сбытовую политику в Европе.

До 2014 года «Газпром» придерживался жёсткой линии, основанной на долгосрочных контрактах с условием «бери или плати». Столкнувшись с тем, что потребители начали ориентироваться на более дешёвый газ, предлагаемый другими поставщиками по спотовым (разовым) контрактам, российский концерн пошёл на переговоры по снижению цен и изменению условий отбора газа. По однозначному мнению экспертов, «Газпром» своевременно сыграл на опережение, так как в условиях стремительно дешевеющего газа он рисковал потерять значительную часть рынка.

Другими факторами, которые повлияли на повышение спроса на российское голубое топливо, стали отказ «Газпрома» от запрета реэкспорта газа в границах Евросоюза и его согласие обеспечить поставку газа из Венгрии, Польши и Словакии в Прибалтику и Болгарию по своим сетям по тарифам европейского рынка. Впрочем, надо признать, что «Газпром» пошёл на этот шаг не вполне по своей воле.

В 2012 году Еврокомиссия начала в отношении «Газпрома» антимонопольное расследование по подозрению в разделе европейского рынка. В адрес российского концерна, в частности, высказывались претензии, что он препятствует диверсификации поставок газа в Центральную и Восточную Европу и устанавливает несправедливые цены. На основании этого «Газпрому» грозил штраф в размере до 6,5 млрд долларов. Но дело до суда не дошло: в конце декабря 2016 года «Газпром» представил Еврокомиссии предложения по урегулированию антимонопольного расследования. Как заявила тогда еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргарет Вестагер, «Газпром» готов соблюдать правила Евросоюза, чтобы положить конец пятилетней антимонопольной тяжбе и избежать штрафа.

Как бы то ни было, но кардинальное изменение «Газпромом» сбытовой политики дало свои плоды, что позволило ему существенно упрочить позиции на европейском рынке.

На этом фоне в странном свете выглядят действия Евросоюза. Высшие чиновники исполнительных органов ЕС тратят немало сил на то, чтобы ограничить присутствие российского газа в Старом Свете, в то время как многие страны Евросоюза наращивают его закупки и потребление, «голосуя» евро за совсем другой курс.

Фото: Nord Stream 2/Aксель Шмидт

С учётом этого следует ожидать усиления позитивного настроя лидеров европейских стран по отношению к новым российским трубопроводным проектам, ориентированным на Европу. В первую очередь это касается проекта «Северный поток — 2».

В начале ноября 2017 года Еврокомиссия объявила о том, что согласовала свои предложения по внесению поправок в законодательство Евросоюза, регулирующее газовую сферу. «Цель этих поправок заключается в том, чтобы дополнить существующую газовую директиву от 2009 года и уточнить, что основные принципы энергетического законодательства ЕС (доступ третьих сторон, тарифное регулирование, разделение собственности и прозрачность) будут применяться ко всем газопроводам в третьи страны и из этих стран до границы юрисдикции Евросоюза», — говорится в коммюнике Еврокомиссии. При этом чиновники не скрывали, что поправки направлены против проекта «Северный поток — 2».

Буквально через несколько дней председатель Евросовета Дональд Туск направил главам 28 стран — членов ЕС письмо, в котором предложил оперативно принять решение о распространении европейского законодательства на российский проект «Северный поток — 2». Как сообщила газета The Financial Times, Дональд Туск призвал лидеров стран Евросоюза поддержать поправку к директиве ЕС, чтобы она распространялась и на проекты по импорту природного газа.

Но теперь, судя по всему, чиновникам Евросоюза придётся искать новые и убедительные аргументы для того, чтобы объяснить, для чего нужно ограничивать импорт российского газа, если сами европейцы всё больше покупают именно это топливо. Евро, как и прочие деньги, любят счёт, и переплачивать никто не хочет.

Фото: gazprom.ru/press
Вячеслав Ширяев
Вячеслав Ширяев