Крупнейшие торговые сети прогнозируют перебои с поставками социально значимых продуктов — молока, масла, сыра, творога, сметаны. Опасения ретейлеров связаны с разработанным Минсельхозом приказом, вступающим в силу 1 июля 2019 года. Этот документ существенно расширяет перечень продукции, на которую должны быть оформлены ветеринарные сопроводительные документы — сертификаты, свидетельства, справки.
Доводы и сомнения
Включённые в обновлённый список товары (речь идёт о готовых молочных продуктах в потребительской упаковке) попадут в систему «Меркурий», позволяющую отследить их путь от фермы до прилавка. Благодаря этому механизму, считает Минсельхоз, рынок станет более прозрачным, а доля фальсификата на нём резко снизится. Между тем в письме ретейлеров в Минэкономразвития говорится, что новые требования чреваты не только каскадом ошибок на этапах доставки товаров в магазины, но и ростом издержек торговых сетей на 25−30%.
Минсельхоз явно торопится с повсеместным внедрением «Меркурия», отмечают в АКОРТ (объединяет «Перекрёсток», «Пятёрочку», «Ашан», «Дикси» и другие сети). В свою очередь возглавляемое Дмитрием Патрушевым ведомство уверяет, что новый формат регулирования создаст дополнительные барьеры для легализации продукции сомнительного происхождения, а также исключит вероятность появления фальсифицированной документации, пишут «Известия».
Единая система «Меркурий», напомним, создана для электронной сертификации подконтрольных Государственному ветеринарному надзору товаров, а также для отслеживания их перемещения по территории РФ. Производителям пищевого сырья (молока, мяса и так далее) было предписано подключиться к системе с 1 июля 2018 года. С этой даты ветеринарные сопроводительные документы стали оформлять исключительно в электронном виде.
Ретейлеров тоже можно понять
В АКОРТ считают, что «Меркурий» хорошо работает до определённой черты — в цепочке «от фермы до цеха». А на последующих стадиях переработки продукции и её реализации целесообразно использовать маркировку контрольными знаками: это менее затратный проект и в него, в отличие от «Меркурия», могут без особых усилий влиться многие поставщики. Эксперты, в свою очередь, напоминают: молочные продукты — скоропортящиеся и для них критично промедление в несколько дней, связанное с не до конца апробированной практикой электронного документооборота. Логично было бы внедрять систему поэтапно: например, испытать её сначала только на одной категории — питьевом молоке, отмечает гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова.
«Попытки контролировать происхождение сырья для „молочки“ обусловлены очень высокой остротой вопроса, связанного с продажами фальсифицированной, некачественной продукции в рознице. Казалось бы, стоит только приветствовать всё, что поможет оздоровить отрасль, оградить покупателей от вредоносных товаров. Однако административные издержки ложатся не на контролёров, а на производителей», — говорит шеф-аналитик «ТелеТрейд» Пётр Пушкарёв.
Поэтому, отмечает он, демарш производителей и ретейлеров вполне понятен. Основная их часть вполне законопослушна и не допускает нарушений в технологиях и поставках, неся более высокие расходы по сравнению с теми, кто идёт на фальсификации. Для производителей важна скорость оборота, поскольку при низкой рентабельности только это может обеспечить приемлемую прибыль. Предполагаемое увеличение затрат на 25–30% сделает бизнес попросту невозможным из-за убытков. А поскольку речь идёт о скоропортящихся товарах, любые проволочки могут быть поистине губительными. Здесь уместна поговорка «вместе с водой выплёскивают и ребёнка».
Впрочем, предполагает Пушкарёв, есть надежда, что в ходе проработки идеи будет учтён по меньшей мере здравый смысл, найдены компромиссы. Они могут состоять, например, в отсрочке введения мер для лучшей подготовки к ним участников рынка.
«Я думаю, что здесь имеет место своего рода инсценировка драмы со стороны торговых сетей. Им не хочется „на ровном месте“ сталкиваться с ещё одной бюрократической процедурой, которая дополнительно снизит их рентабельность. Последняя уже и так сильно пострадала от резкого падения рубля в конце прошлого года, а также от повышения НДС и транспортных тарифов. Ретейлеров тоже можно понять!» — рассуждает эксперт Международного финансового центра, LIFA, Владимир Рожанковский.
Возможное решение проблемы собеседник News.ru видит в уходе от бюрократических процедур. Вообще борьба с коррупцией и забюрокраченностью — это универсальный рецепт для России практически на все случаи жизни, отмечает Рожанковский. По его словам, вместо дорогостоящего, сложного и громоздкого «Меркурия» необходимо ориентироваться, например, на ТВ-передачи типа «Контрольной закупки», а также аттестовывать надёжных поставщиков. Последние сами будут заботиться о том, чтобы их продукция всегда соответствовала на полках магазинах их доброй репутации (поскольку репутация в нынешних условиях всегда монетизируется).
«Рынок конкретно молочных продуктов в последние годы стал очень конкурентным. Не забудем, что на российские прилавки неизменно метит и высококачественная белорусская продукция. Система столь жёсткого и трудоёмкого учёта выглядит избыточной, хотя весомых оснований для грядущих перебоев в поставках „молочки“ в магазины я не нахожу», — говорит Рожанковский.
По словам ведущего аналитика Forex Optimum Ивана Капустянского, государство пытается всё контролировать и регулировать, иногда это оправдано, иногда — нет. Вместе с тем подобные меры усложняют работу бизнесу, а тот склонен сгущать краски. Аналогичные заявления со стороны компаний звучали, когда вводились новые правила учёта алкогольной продукции. В итоге все адаптировались и продолжают работать.
«Что касается конкретно требований Минсельхоза, особых новшеств тут нет. Ведомство просто расширило список продуктов, которые должны попасть в базу „Меркурия“. Возможно, поначалу какие-то перебои с поставками и возникнут, однако далее производители и ретейлеры скорректируют работу, и всё наладится. С ценами вопрос более интересный: затраты, вероятно, вырастут, однако производители и ретейлеры возьмут часть расходов на себя, поэтому удорожание на 25−30% вряд ли произойдёт», — поясняет в комментарии для News.ru Капустянский.
По данным Роспотребнадзора, за 2018 год в службу поступило почти 5,9 тысячи уведомлений об обнаружении в обороте товаров, которые не соответствуют требованиям техрегламентов. Большинство пришлось именно на молочную продукцию — 38,95% (почти 2,3 тысячи уведомлений). В Россельхознадзоре полагают, что доля фальсификата среди молочных продуктов на отечественном рынке может достигать 20%.
В январе, напомним, премьер Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому изменяются правила продажи молочной продукции. Теперь такие товары следует размещать в каждом торговом зале отдельно. Кроме того, они не должны содержать заменителей молочного жира и иметь на упаковке соответствующее указание.