Страсть к коллекционированию — распространённое увлечение. Многие с детства собирают марки, пивные банки, бабочек, монеты. У взрослых, особенно, богатых, возможностей для коллекционирования больше, и собирают они часто гораздо более ценные вещи, чем спичечные коробки и фантики от конфет. Некоторые коллекционируют предметы искусства, их собрания зачастую становятся всеобщим достоянием.

Изначально картины и скульптуры собирали коронованные особы и аристократы. Благодаря им человечество имеет такие сокровищницы шедевров, как Эрмитаж, Прадо, Дрезденскую галерею и другие. Позже их примеру последовали купцы и фабриканты. Музей Гетти, Национальная галерея в Вашингтоне, музей Гуггенхайма — художественные собрания были созданы стараниями богатейших людей.

Традиция собирательства была развита и среди российских промышленников. Так, крупнейшая коллекция национальной живописи создана купцом Павлом Третьяковым, серии работ импрессионистов в Пушкинском музее Россия обязана Ивану Морозову и Сергею Щукину. Современные предприниматели тоже не чужды коллекционированию. Сфера их интересов различна, коллекции отличаются по масштабу и качеству. Возможно, когда-то и они станут доступны многим. К слову, некоторые из богатых собирателей уже создали свои музеи. О коллекциях российских олигархов читайте в подборке News.ru.

Золотые яйца Вексельберга

Миллиардер Виктор Вексельберг — один из самых заметных меценатов и коллекционеров России. Уже много десятилетий он собирает предметы декоративно-прикладного искусства дореволюционной России. В его коллекции — табакерки, столовое серебро, религиозные предметы, ювелирные украшения. Самой заметной и ценной частью коллекции стали девять императорских пасхальных яиц ювелирной фирмы Фаберже. Изделия известного мастера были известны и востребованы среди российских и европейских аристократов и промышленников, таких, как, сибирская миллионерша Кельх, герцоги Мальборо, князья Юсуповы и другие, его фирма была поставщиком двора.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Лучшим пиаром для бизнеса Фаберже стало внимание к его произведениям членов царствующего дома, в том числе, самих императоров, которые заказывали у ювелира в качестве подарков для близких к Пасхе сувениры в виде пасхальных яиц. Первое было создано по заказу Александра III, последнее, перед революцией — Николаем II. Именно эти два знаковых предмета вместе с ещё семью составляли коллекцию Малкольма Форбса — всего в ней было 9 предметов.

Музей Карла ФабержеФото: Global Look Press/Xinhua/Li PengМузей Карла Фаберже

И вот, знаковые вещи возвращаются в Россию, и государство хочет получить их себе. Несмотря на уговоры, коллекционер был непреклонен. Он заявил, что сделает коллекцию открытой, но в частном музее. Так в России появился музей Фаберже в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге, который восстановил фонд Вексельберга «Связь времен». Помимо вещей Фаберже в фондах музея — произведения декоративно-прикладного искусства царской России, в том числе производства фирм, которые конкурировали с Фаберже: Хлебникова, Овчинникова и других. Помимо этого, коллекция музея содержит и картины как малоизвестных авторов, так и таких художников, как Брюллов, Айвазовский и Ренуар.

Искусство даром: музей русской иконы Абрамова

Древнерусская иконопись наряду с русским авангардом — яркий всплеск национальной художественной культуры, оригинальное и самобытное явление в искусстве, с которым, конечно, не сравнится никакая русская живопись. Этим и объясняется большой интерес к нашим иконам на западе, а вовсе не национальным колоритом. Скажем, Васнецова и Нестерова там знают мало и не особо ценят, несмотря на русские мотивы, а вот иконы… Тем более понятен интерес к религиозной живописи среди русских коллекционеров. Иконы собирали русские цари, аристократы, промышленники.

С приходом атеистической советской власти эта традиция по понятной причине прервалась. Как известно новое — это хорошо забытое старое. Мода на собирание икон вновь возникла уже во времена брежневского застоя. Тогда это было частью таких тенденций, как интеллектуальность, поиск истоков и интерес к прошлому. Среди заметных собирателей икон стоит отметить предпринимателя Михаила Абрамова. Заниматься бизнесом он начал во времена перестройки, позже стал работать в «Ингосстрахе». За многие годы Абрамову удалось собрать около тысячи икон с XIV по XX век.

Старообрядческая моленная, воссозданная в стенах Музея русской иконыФото: wikipedia.org/Museum of the Russian iconСтарообрядческая моленная, воссозданная в стенах Музея русской иконы

В его коллекции есть экспонаты, представляющие все основные иконописные школы: Новгородская, Московская, Ярославская и другие. Важной частью его коллекции являются псковские иконы. Помимо русских образов в собрании Абрамова есть и иконы греческие, византийские, эфиопские, позднеантичные. Кроме икон также много других религиозных предметов: церковная утварь, шитьё, книги и многое другое. Всего около 5 тысяч предметов. Для хранения и показа экспонатов Абрамов решил открыть Музей русской иконы. Он появился в 2006 году на Гончарной улице. Посетить его можно абсолютно бесплатно.

Серебряный век Петра Авена

Как уже говорилось, русский авангард — единственное направление в живописи, в котором русские художники совершили всемирный прорыв. Однако, возникновению авангардного искусства предшествовал Серебряный век — время расцвета русской культуры. Тогда в России был всплеск во всех направлениях искусства. Достаточно вспомнить «Русские сезоны» Дягилева в балете, новаторство Стравинского в музыке, настоящий расцвет в поэзии… Немало знаковых имён было и в живописи. Картины именно этих художников собирает банкир Петр Авен.

По словам коллекционера, любовь к живописи ему привил отец. На его вкус и пристрастия повлияло посещения мастерских художников и квартир коллекционеров. Тяга к покупке картин русских живописцев начала XX века возникала у будущего миллиардера уже тогда. Например, первого Фалька купил ещё отец Петра Авена по просьбе сына у вдовы художника. Банкир вспоминает, что картину мастера можно было приобрести в то время за тысячу рублей. Цена немалая, но для их семьи она была доступной. В то время за эти деньги, например, можно было купить пару цветных телевизоров. Для сравнения, сейчас работы художника стоят десятки миллионов рублей.

З.Е.Серебрякова. «Прекрасная ясность», фрагмент. Фото: tretyakovgallery.ruЗ.Е.Серебрякова. «Прекрасная ясность», фрагмент.

Когда стали позволять доходы, Авен полностью отдался своей страсти к коллекционированию. Он решил собрать полную и разнообразную коллекцию русской живописи начала XX века. Кажется, ему это удалось. В его собрании — работы русских экспрессионистов, символистов, участников художественных объединений «Мир искусства», «Голубая роза» и других. В коллекции Авена есть работы Гончаровой, Ларионова, Коровина, Кустодиева, Петрова-Водкина, Судейкина, Юона, Добужинского и многих других. Стоимость коллекции оценивается в $500 млн. Владелец любит показывать экспонаты публике. Например, он предоставлял картины Серебряковой для выставки в новой Третьяковке, которая прошла в прошлом году.

В планах собирателя есть и создание музея, даже не одного, а двух. По словам Авена, в будущем он может открыть музеи русского искусства в Москве и Лондоне. Часть площадей будет отдана под его коллекцию, часть — под выставки. Но пока, это лишь планы, и когда они осуществятся, неизвестно.

Миллиардная коллекция Абрамовича

Оценивать художественные достоинства коллекций миллиардеров — дело непростое: все они различаются по темам, школам, художникам и мастерам. Что касается стоимости, то первое место принадлежит коллекции современного искусства Романа Абрамовича. Её оценивают в $1 млрд. На решение олигарха собирать современное искусство повлияла его бывшая жена Дарья Жукова. Для неё миллиардер даже открыл в Москве центр современного искусства «Гараж».

«Крик» Эдварда МункаФото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Stephen Simpson«Крик» Эдварда Мунка

Основу коллекции Абрамовича составляют работы крупнейших художников-новаторов XX века. Среди экспонатов есть картины Мунка, Ротко, Бэкона, Кабакова и других. Например, в коллекции предпринимателя знаменитый «Крик» Эдварда Мунка. Это одна из четырех вариантов известной картины. Кстати, единственный в частной коллекции. Полотно олигарх приобрёл в 2012 году на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке. Стартовая цена была $50 млн и была поднята втрое. Другой шедевр, которым владеет Абрамович — «Триптих» Френсиса Бэкона. Работу одного из главных художников XX века коллекционер купил также на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за $86,3 млн. Из других ценных произведений коллекции можно отметить 12 картин Марка Ротко и работы Ильи Кабакова, одного из самых дорогих из ныне живущих русских художников.