Из первой сотни крупнейших компаний России 72 имеют головные офисы в Москве. Львиная доля выручки столпов отечественного бизнеса — «Газпрома», ЛУКОЙЛа, «Роснефти», Сбербанка, РЖД, Ростеха, ВТБ и других — так или иначе связана со столицей. В данном случае роль первой скрипки играют нефтегазовые холдинги, также преимущественно зарегистрированные в Москве. News.ru разбирался, чем обусловлена такая ситуация и насколько полезна (или вредна) для экономики столь чудовищная концентрация ведущих компаний в одном, пусть и самом главном городе РФ.

В Москве сосредоточено 80% всех финансовых потоков России, заявил однажды столичный градоначальник Сергей Собянин. По его словам, «именно за счёт этой синергии Москва помогает всей стране реализовать крупнейшие мировые проекты», живя с ней одними целями, надеждами, стремлениями.

Пример США

Между тем в Соединённых Штатах наблюдается абсолютно иная картина. Например, по данным исследования Forbes, ведущие американские корпорации достаточно равномерно распределены по территории страны. Из числа топ-50 в Нью-Йорке (деловой столице) разместили свои головные офисы лишь двенадцать: JPMorgan Chase, Citigroup, AIG, IBM, Verizon, Morgan Stanley, MetLife, Pfizer, Pepsi, American Express, News Corporation, Philip Morris.

А вот другие гиганты американского бизнеса «прописались», если можно так сказать, в провинции: General Electric — в Фэлфилде, штат Коннектикут, ExxonMobil — в Ирвинге, штат Техас, Wells Fargo — в Сан-Франциско, штат Калифорния, Chevron — в Сан-Рамоне, штат Калифорния, Walmart — в Бентонвилле, штат Арканзас, Procter&Gamble — в Цинциннати, штат Огайо, Apple — в Купертино, штат Калифорния, Ford — в Дирборне, штат Мичиган, GeneralMotors — в Детройте, штат Мичиган, Coca-Cola — в Атланте, штат Джорджия. И так далее.

Давняя тенденция

Как можно оценить нынешний бизнес-статус Москвы, не является ли её абсолютное доминирование неким тормозом в развитии регионов и России в целом? По словам первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, доля Москвы в суммарном ВРП всех субъектов РФ растёт ещё с 1990 года и на сегодняшний день оценивается в 20%, однако эту тенденцию нельзя назвать негативной: регионам есть где развернуться, и свой немалый вклад в общенациональный ВВП они, безусловно, вносят.

Некоторая неравномерность расположения бизнес-центров в стране — нормальное явление. Не стоит забывать, что налог, уплачиваемый зарегистрированными в Москве компаниями, всё равно приходится на федеральный бюджет и будет распределяться по всем регионам присутствия, — отмечает собеседник News.ru.

Таким образом, уверяет Сигал, сложившаяся ситуация нисколько не вредна для экономики: выручка, которая производится крупнейшими компаниями нефтегазового сектора (исправными налогоплательщиками), создаёт благодатную почву для экономического роста. А с учётом налогов, собираемых с 19 ведущих субъектов РФ, это даёт 74% поступлений от всех регионов в федеральный бюджет.

Исторические параллели

Понять причины «разброса» позволяет история рассматриваемой страны. Например, современная территория США сформировалась относительно недавно, чему предшествовали периоды освоения земель по западным и южным направлениям, — говорит эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.

Кроме того, продолжает собеседник News.ru, для Штатов было изначально характерно разделение труда по видам деятельности: где-то выращивали в основном табак, где-то — хлопок, кукурузу, сахарный тростник. Да и федеральное правительство сформировалось только после отделения от Великобритании и стало более-менее активно участвовать в жизни общества лишь после гражданской войны. Таким образом, каждый регион страны обладает своей самосознательностью, и необходимость в некоем едином хабе для бизнеса полностью отсутствует.

Фото: Евгений Курсков/ТАСС

 

В России, прошедшей через стадию коммунизма, развитие происходило иначе: после смены государственной идеологии логично было ожидать, что компании начнут оседать в самом крупном и близком к федеральной власти городе. Не будь столь радикальных изменений в государственном строе на заре XX века, влияние регионов оставалось бы, возможно, более значительным, — рассуждает Николаев.

По его словам, в Германии по схожим причинам бизнес разбросан по всей стране, за исключением бывшей ГДР: ни одна из 30 крупнейших компаний не находится на востоке. Тем не менее это, скорее, исключение из правил: в большинстве государств мира на столицу приходится минимум 50% от всех зарегистрированных корпораций, будь то Лондон, Токио или Париж.

Бывшие отраслевые управления

Большая часть российских компаний создана после завершения приватизации госимущества СССР. Это бывшие отраслевые главки и управления союзного значения, особенно в энергетическом и финансовом секторе, например, Сбербанк. В основном все эти конторы находились в Москве, — напоминает директор департамента управления активами ERARIUM Group Денис Лисицын.

Соответственно, отраслевые главки и управления республиканского и областного значения после приватизации так и остались в региональных столицах РФ, например, компания «Татнефть». Остальные вновь созданные компании, как правило, с участием госкапитала, разместились опять-таки в Москве, где сосредоточен весь ангажированный властью бизнес. По словам Лисицына, становление бизнеса в России только начинается, регионы практически не развиваются, отсюда такая сверхконцентрация в столице крупнейших компаний.