21 мая 2025 в 17:27

ЕС объявил охоту на «теневой флот» РФ: как санкции ударят по экспорту нефти

Российский нефтяной танкер класса «Афрамакс» «Владимир Мономах» Российский нефтяной танкер класса «Афрамакс» «Владимир Мономах» Фото: Rosneft/Global Look Press

Евросоюз ввел очередные рестрикции против России. В 17-й санкционный перечень вошли нефтяные танкеры, которые, как считают в ЕС, связаны с российским «теневым флотом». В черный список также попали суда, находящиеся под управлением крупной японской компании. NEWS.ru рассказывает, чем еще европейцы хотят насолить России и как это отразится на нашем экспорте черного золота.

Какие санкции ЕС ввел против России

В рамках нового санкционного списка в ЕС решили усилить давление на российский нефтегазовый сектор, а также на логистику черного золота и нефтепродуктов.

В 17-й пакет санкций были включены десятки танкеров, предназначенных для морских перевозок нефти и сжиженного природного газа.

Речь идет о судах, которые Россия, как считают в Евросоюзе, использует для обхода действующих западных ограничений. Эти танкеры ходят под флагами третьих стран и перевозят энергоресурсы РФ иностранным покупателям, то есть входят в состав «теневого флота». Как полагают в ЕС, Россия использует вырученные средства для финансирования боевых действий на Украине.

Под санкции попали 189 судов, в том числе 183 танкера, доставляющих российские нефть и нефтепродукты, дноуглубительное судно Tong Yuan, два корабля для перевозки тяжелых и негабаритных грузов — Nan Feng Zhi Xing и Ocean 28, а также три СПГ-танкера — North Moon, North Ocean и North Light. Последние три судна участвовали в перевалке сжиженного газа проекта «Ямал СПГ». Они находятся под управлением токийской компании Mitsui OSK Lines Ltd., ведущего оператора перевозчиков сжиженного газа. Как отмечает Bloomberg, это первый случай, когда под санкции попали суда крупной японской компании.

Фото: Shutterstock/FOTODOM

В результате общее число судов, оказавшихся под европейскими санкциями, достигло 342. В пресс-релизе Совета ЕС отмечается, что это самый большой пакет мер, направленный против флота, обслуживающего интересы России. Данные суда не могут заходить в порты ЕС, европейским компаниям запрещено оказывать им страховые и другие услуги.

Кроме того, в черный список ЕС попал российский энергогигант «Сургутнефтегаз». Компания обеспечивает значительные доходы правительства РФ.

Рестрикции затронули и китайские компании, вызвав острую реакцию Пекина. ЕС вменяет им передачу оборудования, товаров двойного назначения для использования ВПК или вооруженными силами РФ. Представитель МИД Китая Мао Нин заявила, что КНР никогда не занималась поставками оружия участникам конфликта и строго контролировала экспорт товаров двойного назначения.

К каким последствиям могут привести новые антироссийские санкции ЕС

Эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков заявил NEWS.ru, что европейские санкции, в отличие от американских, не носят трансграничного характера. «Если они что-то запрещают, то европейским компаниям», — объяснил он.

Фото: european-union.europa.eu

По словам Юшкова, рестрикции затрагивают суда, которые игнорируют потолок цены на нефть для РФ и были уличены в перевозке черного золота из России в третьи страны по цене выше $60 за баррель.

«Вот с ними европейским компаниям никак нельзя контактировать, но это происходит уже сейчас. Суда „теневого флота“ не рискуют обслуживаться, заправляться, ремонтироваться в ЕС — они это делают в Азии, в этом плане ничего не изменится», — сказал он.

Что касается «Сургутнефтегаза», то он находится под санкциями США, которые носят трансграничный характер, заметил эксперт.

«Все нехорошее, что могло случиться, уже случилось. Суда, которые ранее подпали под американские санкции, и „Сургутнефтегаз“ получили свою порцию „токсичности“. В этом смысле никаких новых проблем европейские санкции не создают», — подчеркнул Юшков.

Портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин отметил, что санкции ЕС менее строгие, чем американские, но усугубляют ситуацию после введенных масштабных рестрикций в отношении флота в январе 2025 года.

«О кардинальном улучшении ситуации можно будет говорить лишь в свете потенциального смягчения американских ограничений. Вероятно, это произойдет только после достижения соглашения о деэскалации конфликта», — добавил собеседник NEWS.ru.

Могут ли санкции ЕС ударить по российскому экспорту

Проблемы могут возникнуть, если рассматривать новый пакет санкций ЕС как подготовку к попытке заблокировать нам вывоз нефти через Балтийское море, сказал Юшков. «Вот это гораздо более серьезная история, чем просто какие-то ограничения», — предупредил он. По словам эксперта, таким образом европейцы попытаются убрать с рынка часть российской нефти, которую мы не сможем в полном объеме перенаправить на другие направления и будем вынуждены сократить экспорт.

Фото: Сергей Лантюхов/NEWS.ru

Если эти ограничения в итоге введут, то они будут частичными, чтобы не вызвать шок на мировом рынке и рост цены на нефть до 200$ за баррель, сказал Юшков.

«Объем нашего экспорта сократится, но цена каждого барреля увеличится», — добавил он. Иными словами, Россия снизит объемы экспорта, но за счет возросшей цены заработает столько же. Европейцам придется покупать черное золото на мировом рынке дороже, чем раньше.

Решатся ли они на подобный жесткий шаг — большой вопрос. Без поддержки США пойти на этот шаг, скорее всего, невозможно, подчеркнул эксперт. С точки зрения международного права это будет нарушением законов. Гражданские суда в Балтийском море обязаны пропускать, и неважно, перевозят ли танкеры российскую нефть, или нет, подчеркнул Юшков.

Читайте также:

«17-я попытка»: в ФРГ назвали новые санкции против России безумием

Названы последствия санкций против «теневого флота» России

Трамп может обнулить российскую нефть. «Друг Москвы» готовит новые санкции?

Запад не хочет, но покупает российскую нефть: как Москва обходит санкции

Наталья Петрова
Наталья Петрова