В Трудовом кодексе РФ могут закрепить новое основание для увольнения, касающееся работников коммерческих структур — «в связи с утратой доверия». Сейчас эта норма затрагивает только госслужащих, сотрудников органов правопорядка, профессиональных военных и лиц, непосредственно обслуживающих денежные и товарные ценности.

Нововведение направлено на борьбу с промышленным шпионажем, кражами интеллектуальной собственности и недобросовестной конкуренцией. С соответствующим предложением в Минтруд обратилось бизнес-сообщество, сообщил «Известиям» директор департамента госслужбы ведомства Дмитрий Баснак.

Между тем у экспертов эта инициатива вызывает вопросы. Один из них — не создаст ли такое правило почву для злоупотреблений и ошибок? Ведь механизм увольнения должен быть предельно прозрачен, а в случае с коммерческими организациями он ещё не прописан.

Фото: АГН "Москва"/Александр Авилов

Сейчас в статье 59.2 Трудового кодекса, касающейся гражданских служащих, чётко обозначены причины утраты доверия. Все они связаны с нарушением налагаемых запретов: предпринимательство, участие в иностранных НКО, зарубежные банковские счета, участие в иностранных НКО, непредставление сведений о доходах, непринятие мер по урегулированию конфликта интересов. Представители бизнес-сообщества считают, что закон должен быть един для всех, и что аналогичную «меру наказания», с необходимыми поправками, пора уже распространить на нечистых на руку сотрудников коммерческих структур. Прежде всего, на тех, кто крадёт на рабочем месте, а затем продаёт конкурирующей фирме конфиденциальную инсайдерскую информацию, продукт новых разработок и исследований, в которые вложены многомиллионные инвестиции.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Доказательства вины

Между тем, на практике всё может оказаться намного сложнее. Очевидно, что перенести норму с госслужбы на бизнес «как кальку» не получится. Чиновник изначально выполняет задачи, поставленные властью, и поэтому требования к нему предъявляются совершенно особые. Их соблюдение контролируют соответствующие надзорные органы. Вместе с тем и права госслужащего защищаются государством максимально тщательно. В случае с сотрудниками частных коммерческих организаций будут, вероятно, действовать иные «алгоритмы» — более субъективного, избирательного свойства. Необходимо, чтобы утрата доверия основывалась на объективных доказательствах вины работника, подтверждённых документально.

Однако как раз с наличием документальных подтверждений чаще всего возникают проблемы. Сама по себе так называемая утрата доверия — ни что иное, как оценочное понятие, которое работодатель может классифицировать по собственному усмотрению, принимая во внимание целый ряд разнообразных факторов. И увольнение сотрудника с такой формулировкой, содержавшейся, к слову, ещё в советском КЗОТе, будет подобно волчьему билету.

Фото: АГН "Москва"/Кирилл Зыков

Ранее Минтруд РФ подготовил законопроект о создании реестра лиц, уволенных из органов власти в связи с утратой доверия. Документ позволит кадровым службам госорганов не допускать на государственную службу таких граждан. Кадровики смогут «оперативно получать информации о соблюдении претендентами требований законодательства о противодействии коррупции и этических норм», отмечают в правительстве.

По данным ведомства, в федеральных государственных органах, органах исполнительной власти регионов, органах местного самоуправления с 2012 по 2015 год в связи с утратой доверия освобождено от занимаемых должностей около 1200 человек. Президент Дмитрий Медведев уволил в 2010 году именно с такой формулировкой мэра Москвы Юрия Лужкова, а президент Владимир Путин впоследствии — губернаторов Амурской области Леонида Короткова, Корякии Владимира Логинова и главу Ненецкого АО Алексея Баринова.

Юрий Стародумов, старший юрист Центра социально-трудовых прав:

Фото: REIKIMASTERTORSO.RU

В п. 7 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ закреплено право уволить «в связи с утратой доверия» тех работников, которые обслуживают денежные или товарные ценности. Это работники, которые их принимают, хранят, распределяют. Хрестоматийный пример — это кассиры, они могут быть уволены работодателем, если допустили некие виновные действия, которые являются основанием для утраты к ним доверия. Конкретный перечень не раскрывается. Но есть разъяснение Верховного суда о том, что эти действия могут быть совершены как по месту работы, так и вне её. То есть, если кассир украдёт что-то не у работодателя, то работодатель сможет его уволить по этой статье. Также кассир может быть уволен по этой статье за допущенные им на работе нарушения кассовой дисциплины. В каждом конкретном случае суд решает, есть ли вина работника в совершении этих действий, если вины нет, то исключается его увольнение на этих основаниях. Другой момент — связаны ли как-то эти действия с утратой доверия по конкурентной трудовой функции работника. То есть, если кассир хамит клиентам, то это не повод его увольнять за утрату доверия, потому что с обслуживанием материальных ценностей это никак не связано. Я предполагаю, что в нововведении речь идёт об увольнении за нарушение конфликта интересов. Сейчас у нас есть такое основание для увольнения, как разглашение служебной, коммерческой или другой охраняемой законом тайны. Если работник разглашает коммерческую тайну, сливает её конкурентам, то он может быть уволен, если есть доказательства его противоправных действий. Однако это тяжело доказать, как ни меняй закон.

Николай Зборошенко, юрист:

Если рассматривать предлагаемое нововведение со стороны работодателя, то последнему оно обеспечит существенное упрощение управления персоналом. Если же данную инициативу рассмотреть со стороны работника, то, очевидно, что в случае принятия поправок в трудовом законодательстве появится «резиновая» норма, существенно снижающая гарантии для работника, причём не только в области оснований для увольнения. С её помощью работодатель сможет принудить работника к принятию под угрозой увольнения ряда пунктов, ведущих к ухудшению условий его труда — это оплата труда, предоставление оплачиваемого и неоплачиваемого, в том числе социального, отпуска и т.д.

Сергей Смирнов, доктор экономических наук:

Чётких критериев увольнения за утрату доверия не существует. Есть несколько вариантов, когда такая статья может быть применена. Например, любвеобильный шеф решил уволить надоевшую секретаршу. А она не нарушает трудовой договор, вовремя приходит на работу, добросовестно выполняет трудовые обязанности. Он сможет уволить её «в связи с утратой доверия». Более серьёзный случай — если речь идёт о неблаговидных махинациях: сотрудник фирмы выступает в роли поставщика инсайдерской информации для фирмы-конкурента. Но начальник может уволить его не только в связи с «утратой доверия», но и за несоблюдение условий трудового договора, если соответствующий пункт внесён в договор. Мне представляется, что наиболее часто увольнение в связи с «утратой доверия» может быть применено, если сотрудник компании совершил экономическое преступление, которое может быть наказано в том числе и в уголовном порядке: что-то похитил, недоплатил налоги в социальные фонды, выплатил зарплату в конверте, — а начальник не хочет, чтобы его доверенного бывшего подчинённого отправили в тюрьму. Я думаю, что эта статья коснётся в основном лиц, занимающих достаточно высокое положение в коммерческой структуре. И вряд ли лица, уволенные по этой статье, будут обращаться в суд с требованием восстановить их на работе.