Роман Абрамович меняет структуру своих активов, чтобы обезопасить подконтрольные ему компании от новых волн санкций со стороны США. Так, российский бизнесмен снизил своё участие в кипрской офшорной Crispian Investments Limited, владеющей акциями «Норникеля», до пакета в 49,95% акций. Миллиардер, в котором Вашингтон и Лондон видят, прежде всего, фигуранта «кремлёвского доклада», продал 0,05% давнему партнёру — заместителю гендиректора Millhouse Давиду Давидовичу.
Таким образом, Абрамович сумел спрыгнуть с санкционного крючка, на который США подвесили практически весь крупный российский бизнес.
Перестройка бизнеса
Формально американские санкции затрагивают компании, в которых подсанкционное лицо владеет 50% и выше. Так что манёвр Абрамовича с Crispian вполне объясним. Ранее миллиардер и его бизнес-партнёры провели перестройку акционерной структуры Evraz, металлургического и горнодобывающего холдинга с активами в РФ, США, Канаде, Чехии, Италии, Казахстане и со штаб-квартирой в Лондоне. Свои доли в Evraz они перевели с кипрской Lanebrook LTD, владевшей 62,74% акций, непосредственно на подконтрольные себе структуры. Теперь Абрамович, как пишет «Коммерсант», косвенно контролирует 30,52% Evraz через Greenleas International Holdings Ltd с БВО, Александр Абрамов и Александр Фролов — 20,92% и 10,45% соответственно через кипрскую Crosland Global Ltd, а Евгений Швидлер — 2,97%.
Несомненно, и Абрамовичу, и Абрамову, и Фролову, вошедшим в январе 2018 года в «кремлёвский доклад» Вашингтона, есть чего опасаться. Пожалуй, наиболее очевидная ахиллесова пята Evraz в контексте нынешней санкционной эпопеи — это подразделение Evraz North America c заводами в США и Канаде. В 2017 году оно принесло 20% выручки, а в целом на зарубежные рынки пришлось 63% из $10,8 млрд выручки. Лица под санкциями США, напомним, не могут совершать расчеты в долларах. Однако угроза в отношении группы видных россиян исходит не только из Америки. Как ранее заявила британский премьер Тереза Мэй, её правительство прорабатывает «различные аспекты действий в отношении незаконных финансов» крупных российских предпринимателей.
Газета The Times уточнила: речь идёт, в частности, об Олеге Дерипаске, Викторе Вексельберге и Романе Абрамовиче. Последний в мае столкнулся в Великобритании с визовыми проблемами. У Абрамовича истекла виза инвестора, а новую ему сразу не выдали. После чего бизнесмен получил паспорт гражданина Израиля.
Стрельба по площадям
Очередные санкции США могут последовать, если Вашингтон заявит о вмешательстве Москвы в ноябрьские выборы Конгресса. Однако порой тенденция опережает события или же доминирует над ними. А сегодня эта тенденция такова, что Соединённые Штаты и Британия, их основной союзник в Европе, демонстрируют предельно жёсткий подход к бизнесу РФ в целом. И никаких исключений ни для кого не делают. Точка невозврата давно пройдена: в санкционной войне с Россией Запад перешёл на стрельбу по площадям, отказавшись от выстрелов по точечным целям.
У Абрамовича крупнейшие активы, в первую очередь доля в Evraz, — вне России. Ему по-прежнему принадлежит лондонский футбольный клуб «Челси», оцениваемый журналом Forbes в $1,37 млрд.
Роман Ткачук, старший аналитик «Альпари»:
В последнее время Роман Абрамович начал перегруппировку своих активов, это касается и «Евраза», и Crispian Investments. Такие действия свидетельствуют о том, что не исключается расширение санкций по отношению к России и компаниям с российскими корнями. В западных странах Роман Абрамович считается прокремлёвским олигархом, недавно Великобритания фактически отказала ему в получении визы (прямого отказа не было, но процесс затянулся). Не исключено, что Абрамович станет следующей вслед за Дерипаской персоной нон грата в США. Впрочем, он известен как грамотный и хорошо информированный бизнесмен, так что к такому сценарию постарается подготовиться. На наш взгляд, введение санкций в отношении «Норникеля» маловероятно, так как компания остаётся ключевым производителем никеля и палладия на глобальных рынках. Вероятные перебои с поставками этих металлов могут привести к серьёзным проблемам в металлургическом секторе по всему миру, в том числе у американских корпораций.