Россия ежегодно теряет около $0,6 млрд из-за некачественных продовольственных товаров. А развивающиеся страны в целом — $110 млрд. В этот общий показатель, выведенный Всемирным банком (ВБ), включены потери в производительности из-за болезней и смертей ($95,2 млрд), траты на лечение пищевых расстройств ($15 млрд) и связанные с торговлей убытки.
Вместо того, чтобы повышать уровень продовольственной безопасности, правительства вводят краткосрочные антикризисные меры, отмечают в своём докладе эксперты ВБ. Кроме того, по их оценкам, основные инвестиции в улучшение продуктов связаны с ориентацией на экспорт, а не на внутренний рынок. Эта политика пересматривается лишь в периоды эпидемий, к которым привели фальсификация продуктов или эмбарго.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), некачественное питание ежегодно приводит примерно к 600 млн заболеваний, в результате умирают 420 тыс. человек. Более половины всех случаев заболеваний (53%) и 75% смертей зафиксированы в Южной и Юго-Восточной Азии и в африканских государствах южнее Сахары. Однако и в промышленно развитых странах ситуация далека от идеальной. Например, в США ежегодно регистрируется около 76 млн случаев заболеваний пищевого происхождения, которые приводят к 325 тыс. случаев госпитализации и к 5 тыс. летальных исходов.
Дело не в стремлении экономить
В России проблема стоит тоже крайне остро. По информации НИИ питания РАМН, от трети до половины всех заболеваний россиян обусловлено некачественным питанием. Бытует мнение, что многие просто экономят на еде, но это не так: в РФ тратят столько же, сколько в Венгрии или Чехии — около 5−7 тыс. рублей на человека в месяц. Однако получают на эти деньги продукты куда более низкого качества. Не случайно ведь жители приграничных регионов ездят за продуктами в чужие края: в Калининград из Польши привозят мясо и творог, в Санкт-Петербург из Финляндии — масло «Валио», сыр, колбасу.
По словам председателя правления международной Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина, проблема некачественного питания актуальна для России в двух аспектах. Первый связан с импортозамещением, поскольку ситуация с качеством, убеждён эксперт, ухудшилась после ограничений на импорт продовольственной продукции из Евросоюза и США.
«Сдвигов к лучшему в ближайшие годы я не ожидаю. Поставки из стран с развитой системой контроля за качеством к нам не идут, а российские надзорные органы, ветеринарные службы неэффективны», — сказал News.ru Янин.
Вопрос пищевой ценности
Вторая составляющая качества продовольствия — это пищевая ценность. К сожалению, отметил Янин, минимальный набор продуктов питания, который является расчётным для определения уровня стоимости жизни в России, с точки зрения диетолога абсолютно неприемлем и даже опасен для здоровья.
«Соответственно, для большинства бедных граждан сбалансированная пища недоступна. Мы наблюдаем эпидемию ожирения, существенный рост заболеваний диабетом. Если Минздрав преодолеет лобби производителей „мусорной еды“, содержащей большое количество соли, жира и сахара, и пролоббирует эффективный проект в рамках нацпроектов по здоровому образу жизни, какая-то надежда появится», — рассуждает собеседник News.ru.
Янин ссылается на веерные исследования Роскачества, практически в каждом тесте выявляющие высокий процент некачественной продовольственной продукции. По его словам, ряд категорий содержит незаявленные производителем компоненты, такие, как антибиотики.
Дешевле выплатить штраф
«Проблема в том, что нарушителей никто не наказывает. Да, суд может принять решение о прекращении производства, но ни разу за последние годы я не слышал, чтобы уличённый производитель был закрыт по вердикту суда хотя бы на 90 дней. Кроме того, уровень штрафов в РФ невысок и не является препятствием для компаний — им дешевле выплатить штраф и продолжать свою деятельность», — говорит председатель правления КонфОП.
В пресс-службе Роскачества News.ru заверили, что ведомство еженедельно исследует товары народного потребления. Одной из системных проблем считается вопрос так называемой холодной цепочки.
«Если говорить о продукции, требующей особых условий хранения, то мы выявляем микробиологические превышения на уровне в среднем 12% от всех несоответствий. Например, это кишечная палочка в рыбной, молочной, мясной продукции. Нарушение санитарных норм в продуктах может происходить не по вине производителя, а из-за нарушений условий хранения на всей товаропроводящей цепи», — заявили в организации.
Безопасность и качество — не одно и то же
По мнению экспертов Роскачества, необходимо вести планомерную работу по повышению потребительской грамотности — потребитель должен чётко знать о рекомендуемых режимах хранения скоропортящихся продуктов. Нельзя покупать условный кефир, который хранится при температуре +8 градусов.
Директор экспертного департамента НП «Росконтроль» Максим Рудаков призвал разделять два понятия — безопасности продукции и качества продукции.
«Часто думают, что это одно и то же. Требования безопасности являются обязательными и контролируются государством, они прописаны в регламентах. Когда происходит сертификация продукции, речь идёт о соответствии требованиям безопасности. А вопрос качества остаётся за рамками надзора и приводит к конкурентной борьбе за потребителей. Это не прерогатива государства», — пояснил News.ru Рудаков.
Согласно исследованиям «Росконтроля», не менее половины пищевых продуктов имеют те или иные нарушения требований безопасности, отклонения по качеству. Иногда это фальсификация, когда, например, молочный жир в молоке заменятся на другие ингредиенты. Чем короче указанный на этикетке состав ингредиентов, тем лучше, отмечает эксперт. Если говорить о пищевой ценности, то, по его словам, в 95 случаях из 100 написанное там не соответствует действительности.
Среди действующих регламентов, рассказывает Рудаков, есть техрегламент № 22 о маркировке пищевой продукции. Там прописаны чёткие правила и требования по маркировке, согласно которым этикетка не должна вводить в заблуждение. За такие нарушения наказания прописаны в 14 разделе КоАП (Кодекса об административных правонарушениях). Самая жёсткая мера — приостановка деятельности предприятия на срок до 90 суток или штраф до 1 млн рублей.
В Российском институте потребительских испытаний (РИПИ) News.ru напомнили, что в 2016 году в стране была утверждена Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, но на данный момент результатов работы этой программы особо не видно.
Ольга Галковская, пресс-секретарь РИПИ:
«Безусловно, проблема некачественного продовольствия актуальна и для России, о чем наглядно свидетельствуют результаты наших исследований. В 2017 году мы протестировали в общей сложности 241 образец продуктов питания различных марок. Закупки производились в крупнейших регионах России: в Брянске, Рязани, Воронеже, Красноярске, Саратове и других городах. В общей сложности нами было выявлено 85 образцов с явными недостатками. Это значит, что 35 процентов протестированной продукции не могут быть рекомендованы к потреблению в связи с нарушениями по физико-химическим показателям и фальсификацией. Случаев несоответствия маркировке зафиксировано ещё больше — 63 процента. Конечно, в первую очередь такие показатели свидетельствуют о недобросовестности производителей, однако ответственность за качество сбываемой продукции лежит и на продавцах, поскольку между первыми и вторыми налажены тесные договорные отношения».