Правительство будет контролировать цены на топливо и в случае нарушений применит «системные меры» ко всем компаниям в виде заградительных пошлин. Это заявление прозвучало в понедельник дважды: первый раз — на утренней встрече профильного вице-премьера Дмитрия Козака с руководителями крупнейших нефтяных компаний, второй раз — на дневном совещании Владимира Путина с членами кабинета министров.
Президент попросил Козака доложить о работе по сдерживанию цен на нефтепродукты, заметив, что правительство обязалось провести её ещё месяц назад. «В каком состоянии сегодня?» — обратился к вице-премьеру Путин.
Один за всех и все за одного
«Если коротко — ситуация стабилизирована, цены заморожены, и они будут такими сохраняться с учётом инфляции, изменений налогового законодательства до конца марта. Мы договорились с компаниями, что действует принцип «один за всех и все за одного», иначе будет недобросовестная конкуренция», — доложил Козак.
Чиновник напомнил, что в период с 7 по 10 ноября правительство подписало с нефтяными компаниями соглашения, где для каждой были определены объём и параметры поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, на биржу и на мелкооптовый рынок. Кроме того, были определены ценовые параметры по каждому субъекту РФ. Козак добавил, что до конца декабря контролирующие ведомства проверят долю независимых АЗС на региональных рынках, и с ними тоже будет подписано соглашение по ценам.
Следить за отклонениями будут ФАС и ФНС
«Поставлена задача перед антимонопольной службой и Минэнерго проанализировать в региональном разрезе все сети независимых компаний. Независимые заправки занимают 62% рынка нефтепродуктов, их нужно проанализировать на предмет монополизации этих рынков, поскольку очень часто, несмотря на их большое количество, владельцами являются одни и те же лица и действуют в нарушение антимонопольного законодательства», — заявил Козак.
Соглашения о заморозке цен на бензин и дизельное топливо сроком действия до 31 марта 2019 года подписали «Роснефть», «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Русснефть», «Газпром нефть», «Новый поток», «Нефтегазхолдинг», ЛУКОЙЛ, «ТАИФ-НК» и «Татнефть». Накануне премьер Дмитрий Медведев утвердил постановление правительства, которое как раз предписывало Минэнерго и ФАС заключить такие соглашения с нефтяниками. Для каждого региона, напомним, установлена цена на экспорт и импорт относительно небольших оптовых объёмов. При этом ФАС и ФНС поручено следить за отклонениями свыше 4%. До конца 2018 года цены будут заморожены на уровне конца мая — начала июня, а с января 2019-го они будут плавно индексироваться в рамках годовой инфляции 4−4,6%.
Другая сторона медали
Между тем опрошенные News.ru эксперты считают, что правительству вряд ли удастся остановить рост цен на бензин. Как заметил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, несмотря на то, что ситуацию в значительной степени определяют вертикально интегрированные нефтяные компании, не надо забывать о другой стороне медали.
«На рынке существуют также трейдеры и независимые игроки, которые закупают топливо для разных целей — кто-то для продажи внутри страны на своих АЗС, кто-то для перепродажи за рубеж. Эти ребята не связаны никакими соглашениями с правительством, и они могут усилить свою спекулятивную позицию. Чтобы этого не произошло, требуется дополнительный контроль со стороны ФНС и ФАС», -- пояснил Пикин News.ru.
По его словам, есть регионы, где именно независимые компании являются основными игроками, и от их действий зависит итоговая стоимость топлива на заправках.
Долго так продолжаться не может
Партнёр консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин вообще не видит смысла в тех установках, которых обязуются придерживаться крупнейшие игроки. По его оценкам, цены на оптовом топливном рынке уже растут и будут продолжать расти.
«Страдать будут 60% российских АЗС, им ведь придётся покупать топливо у гигантов. С российским руководством они никакими обязательствами не связаны. И вот здесь может произойти всё что угодно: я не исключаю, что заправки начнут закрываться, на рынке образуется дефицит, а в обществе усилится напряжённость, как это было в мае-июне, когда правительству пришлось отказаться от очередного повышения акцизов. С 1 января акцизы вырастут, и мне очень хочется посмотреть, как изменятся цены на бензоколонках», — сказал Крутихин News.ru.
Эксперт считает, что, хотя компании согласились терпеть убытки на внутреннем рынке в пользу налогов, которые изымаются из цены бензина, долго так продолжаться не может.
«Им должны дать какую-то компенсацию. Но если таковая будет, она коснётся нескольких вертикально интегрированных компаний. У них есть экспорт и собственная переработка. Потери от розничных продаж топлива в России они могут как-то компенсировать за счёт прибыли на экспорте. Но 60% АЗС в стране не имеют ни экспорта, ни, естественно, собственной переработки», — говорит Крутихин.