Россия и Китай выстраивают новую линию двусторонних отношений. Отправной точкой для взаимодействия станет сотрудничество по линии энергетики — Москва и Пекин будут совместно осваивать шельфы Арктики. С таким заявлением выступил глава «Роснефти» Игорь Сечин. Действительно ли энергетическое сотрудничество РФ и КНР смогло выйти на беспрецедентный уровень — разбирался News.ru.

«Новыми точками роста могут стать совместное освоение нефтегазовых ресурсов шельфа Арктики, Дальнего Востока России и развитие судоходства по Северному морскому пути», — цитирует ТАСС слова Сечина на Первом российско-китайском энергетическом бизнес-форуме.

Он считает многообещающим проект по созданию на Дальнем Востоке электроэнергетического комплекса на базе возобновляемых источников энергии и угля, который будет ориентирован на экспорт в Китай.

При этом инвестиционная ёмкость проектов в сфере энергетики в восточной части РФ, целевым рынком сбыта для которых является Китай, достигает порядка $100 млрд. Сам же объём взаимодействия «Роснефти» с китайскими партнёрами к 2035 году превысит $500 млрд, уверен Сечин.

Ожидается, что по итогам года общий объём поставок «Роснефти» в КНР будет выше 50 млн тонн, тогда как в прошлом году в республику было поставлено порядка 40 млн тонн нефти.

Вместе проще

По мнению старшего аналитика компании «Альпари» Вадима Иосуба, крупными проектами по разведке и добыче полезных ископаемых сейчас никто не занимается в одиночку и, как правило, создаются большие международные консорциумы.

«Это позволяет привлечь большие финансовые средства, новые технологии, удешевить привлечённое финансирование, диверсифицировать риски», — сказал Иосуб.

Российскую Арктику и ранее планировалось развивать в сотрудничестве с партнёрами, речь шла о европейских и американских компаниях. Но после обмена с Западом «любезностями» в виде санкций и контрсанкций такое сотрудничество на данном этапе не представляется возможным. Теперь, по мнению аналитика, на первый план выходят другие партнёры и, прежде всего, Китай, как страна, обладающая большим финансовым ресурсом и совершившая в последние годы рывок в области технологий.

Игорь СечинФото: ПАО «НК «Роснефть»Игорь Сечин

Ведущий аналитик Amarkets Артём Деев отмечает, что всё, как всегда, упирается в деньги и технологии. Если бы у российских монополистов были необходимые инвестиционные возможности, стратегические рынки никогда бы не осваивали посредством международных коопераций.

«В одиночку на освоение Арктики может потребоваться значительная часть средств Фонда национального благосостояния. Разумеется, в свете очевидного кризиса ликвидности, а также условий финансово-экономических санкций Запада средства данного фонда крайне недальновидно направлять на долгосрочные инвестпроекты», — говорит Деев.

Ведь намного проще найти партнёров, а поскольку выбирать не из кого, только лояльный Азиатско-Тихоокеанский регион и остаётся. А Китай со своим очевидным желанием стать более влиятельным игроком на мировом энергетическом рынке более чем подходящая кандидатура.

Значимость момента

Эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов заявил, что, учитывая совпадение интересов у России и Китая в Арктическом регионе, необходимо воспользоваться моментом. И особенно сейчас — на фоне геополитических факторов влияния на страны, которые включают в себя санкции и торговые войны.

«Сотрудничество Москвы и Пекина в сфере энергетики имеет огромный потенциал. Как мы знаем, в Китае постоянно увеличивается рост потребления энергоресурсов, а в последнее время КНР испытывает ресурсный голод из-за проблем с США», — сказал Гасанов.

Россия же является более надёжным партнёром, чем тот же нестабильный Ближний Восток, откуда Китай импортирует энергоресурсы. Плюс географически Китай близко расположен к Арктике. С другой стороны, РФ может стать мостом между Азией и Европой как в лице Китая, так и Японии, и Южной Кореи, уверен аналитик. А финансовый потенциал КНР может существенно укрепить суверенитет России.

Фото: ПАО «НК «Роснефть»

«Совместный проект по освоению Арктики важен тем, что в настоящее время Китай обладает капиталом, технологиями, знаниями, опытом, рыночным потенциалом, который может сыграть важную роль в освоении нефти и газа, а также судоходных маршрутах Арктики, что будет содействовать экономическому развитию этих стран. В отдельности же освоение Арктики было бы затруднительно», — считает Гасанов.

Кстати, не стоит забывать о важном качестве китайцев — прагматичность. Может, с ними трудно вести переговоры, но успешные совместные проекты заключались и не раз. Поэтому здесь вывод только один — Китаю можно доверять, но с небольшой оглядкой. Может случиться так, что Пекин будет пользоваться сложившемся плохим положением России.

Сложный регион

Как пояснил ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский, Арктика — достаточно сложный регион для освоения, в том числе для нефтяных компаний. По этой причине российские нефтяники хотят разделить финансовые риски с партнёрами.

«Глава „Роснефти“, скорее всего, призвал искать партнёров в Китае из-за смещающегося фокуса России на Восток, причём как с целью поиска новых рынков сбыта, так с целью поиска финансирования», — сказал Капустянский.

Хотя результаты таких действий пока очень скромные. Российский бизнес тяжело выходит на рынок Азии, а о финансировании вообще говорить не приходится. Правительство банально не может реализовать даже идею размещения государственного долга, номинированного в юанях.

Фото: ПАО «НК «Роснефть»

В целом же, диверсификация рынков сбыта — это хорошая идея. Как и идея расширения партнёрских отношений.

Обоюдная выгода

Главный аналитик ЦАФТ Антон Быков заявил, что взаимная заинтересованность России и Китая друг в друге при освоении Арктики обусловлена факторами как долгосрочного, так и краткосрочного характера.

«Китай всегда смотрит в будущее как можно дальше, стараясь сделать достижение своих стратегических целей максимально вероятным. Тема освоения Арктики для Китая как раз является проявлением стратегической предусмотрительности. Во-первых, китайцев интересуют арктические ресурсы, а во-вторых — транспортные возможности», — сказал Быков.

Есть, конечно, и незначительные, побочные интересы — туризм, изучение изменений береговой линии Китая из-за таяния арктических льдов, но они пока не заслуживают большого внимания.

Для России, при условии отсутствия понятного образа долгосрочного планирования, Арктика — это, скорее, ситуативная реакция на происходящие изменения, которые позволяют «вписаться» в возможную мировую торгово-экономическую архитектуру. Россию, отмечает аналитик, интересует возможность добывать арктические ресурсы, в которых очень заинтересован Китай, и оказывать различные услуги, связанные с использованием Северного морского пути.

По расчётам Полярного исследовательского института Китая, достаточно скоро Суэцкий и Панамский каналы достигнут максимума пропускной способности, а это значит, что потребуются альтернативные транспортные маршруты. Так что СМП может стать важной составляющей будущей логистики доставки товаров из Азии в Европу и не только.

Фото: ПАО «НК «Роснефть»

Что касается ресурсов Арктики, говорит Быков, то здесь Китай для себя видит ещё более перспективные возможности. Например, по американским оценкам, Арктика может содержать до 30% всех неразведанных запасов природного газа и 13% нефти. Учитывая растущие энергетические потребности и риски поставок энергоресурсов с Ближнего Востока, Арктика для Китая — как раз одна из возможностей для укрепления своей энергетической безопасности.

Помимо стратегических факторов сотрудничества Китая и России по Арктике, есть и более приземлённые факторы краткосрочного характера, главный из них — китайские финансовые возможности, отмечает он. Для России с фактически закрытыми рынками «дешёвых» инвестиций на Западе и крайне ограниченными собственными финансовыми ресурсами развитие Арктики без китайских инвестиций в ближайшие 5−10 лет будет происходить очень медленно.

Поэтому можно сказать, что в Арктике сошлись стратегические долгосрочные интересы Китая и краткосрочные ситуативные интересы России. Во что выльется эта взаимная заинтересованность двух стран, будет зависеть от большого набора факторов, но история показывает, что тот, кто смотрит дальше, чаще всего в итоге оказывается в выигрыше.