В первую тройку регионов по качеству жизни (более 70 баллов) опять вошли Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Замыкают рейтинг Забайкалье, Карачаево-Черкессия и Тува. Такая ситуация не меняется годами: лидеры и аутсайдеры остаются на своих местах, поскольку сохраняется огромный разрыв в базовых показателях — экономике, инфраструктуре и социальной сфере.

Каждому региону эксперты агентства «РИА Рейтинг» присвоили место в списке на основе полученных баллов (минимум — один балл, максимум — 100). Субъекты оценивались по 70 показателям на основе данных Росстата, Минздрава, Минфина, Центробанка и других открытых источников. В первую десятку, помимо столицы, Санкт-Петербурга и МО, попали Татарстан, Белгородская область, Краснодарский край, Воронежская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Липецкая и Калининградская области. На эти регионы приходится около половины суммарного валового регионального продукта, 40% оборота розничной торговли страны и около 40% инвестиций в основной капитал.

В среднем регионы получили 46,37 балла, что на 1,26 превышает результат предыдущего, 2017 года. Наибольший рост продемонстрировали Магаданская область (с 44-го на 35-е место), Амурская (с 61-го на 53-е), Оренбургская (41-го на 33-е), Чукотка (с 78-го на 70-е), Северная Осетия (с 72-го на 65-е), Сахалин (с 53-го на 46-е) и Мурманская область (с 42-го на 36-е). Ухудшились позиции у Тамбовской области (минус шесть мест), а также у потерявших в рейтинге по семь мест Алтайского и Красноярского краёв, Удмуртии, Чувашии.

Основные параметры

Напомним, в перечень компонентов качества жизни, используемых и в России, и за рубежом, входят следующие блоки: доходы граждан; бедность и неравенство; безработица и использование рабочей силы; динамика демографических процессов; образование и обучение; здоровье, продовольствие и питание; состояние жилища, инфраструктура, связь; ресурсы и экология. Поэтому среди лидеров преобладают развитые субъекты РФ с крупными агломерациями и ведущие сырьевые регионы с более высокими доходами населения.

В значительной степени на конечный результат влияют показатели здоровья: в первой десятке все субъекты имеют пониженную младенческую смертность и более высокую ожидаемую продолжительность жизни.

«Большой разрыв между "столичными" регионами и провинцией — давно известный факт. В развитых странах, например, в Германии всё иначе: какую местность, какой город ни возьми — Штутгарт, Бонн или Лейпциг — везде уровень и, соответственно, качество жизни достаточно высокие. Российская ситуация во многом порождена, как я это называю, унитарными межбюджетными отношениями», — говорит в комментарии для News.ru директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Сначала Москва, далее — по цепочке

То есть, сначала деньги концентрируются в Москве (процентов на 60−70), а потом перераспределяются фифти-фифти, поясняет эксперт. По его словам, налоговую политику и политику доходов надо выстраивать таким образом, чтобы больше средств изначально оставалось на местах.

«Конечно, пока регионы остаются зависимыми от федерального центра в финансовом отношении, когда они постоянно просят денег, ими легче управлять. У нас управляемость субъектов зиждется именно на материальной зависимости», — отмечает Николаев.

Вопрос практической пользы

По словам аналитика «Открытие Брокер» Тимура Нигматуллина, практическая польза от подобного рода рейтингов, основанных на макроэкономических показателях, крайне мала. Они могут, например, повлиять на выбор направления миграции внутри страны. Но они не позволяют понять, за счёт чего можно улучшить качество жизни или повысить контроль за деятельностью региональных властей.

«Другое дело — рейтинги инвестиционного климата, которые учитываются для разработки и применения так называемых лучших практик. Они составляются на основе таких параметров, как срок получения разрешения на строительство. Это, скажем, известный рейтинг Doing Business или обзоры Агентства стратегических инициатив», — поясняет Нигматуллин.

Конечно, продолжает собеседник News.ru, если, допустим, выбирать площадку для инвестирования в какой-то объект недвижимости, который будет зависеть от потребительского спроса, наверное, лучше отдать предпочтение региону с более высоким качеством жизни.

«Можно ли поднять зарплаты в том или ином субъекте РФ, одновременно снизив уровень безработицы? Наверное, можно, но насколько это экономически целесообразно? Это ведь дополнительные траты, непозволительные для страны в нынешних условиях. Кроме того, есть факторы, также влияющие на качество жизни людей, но не поддающиеся никаким изменениям — климат или удалённость от федерального центра», — говорит Руслан Нигматуллин.

В декабре 2018 года, напомним, за успешную работу по наращиванию своего потенциала 40 субъектов РФ были поощрены грантами в размере 19,96 млрд рублей. Рейтинг регионов по росту экономики возглавили Камчатский край, Белгородская и Сахалинская области, получившие из федерального бюджета соответственно 930 млн, 990 млн и 882 млн рублей.

Ранее правительство провело оценку эффективности работы местных органов власти. По словам экономистов и чиновников, новая мера по выделению «поощрительных дотаций» позволит не только предоставить регионам дополнительную финансовую помощь со стороны государства, но и промотивировать их на улучшение бюджетных и иных показателей. Речь идёт о том, чтобы в перспективе создать уникальный механизм поощрения, который позволил бы успешным областям получать и иные привилегии (льготы, налоговые вычеты, участие в социальных программах федерального масштаба).