Законопроект «О защите и поощрении капиталовложений» до 28 февраля должен быть внесен Минфином в правительство. Документ, создававшийся ради соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), отменяет большинство действующих профильных законов 1990-х годов, объединяет предложения РСПП в этой сфере и должен интегрировать инициативы Минэкономики.
Законопроект должен быть принят Госдумой уже в марте. Он призван заменить закон РСФСР 1991 года «Об инвестдеятельности», а также закон 1999 года «Об инвестдеятельности в РФ в форме капвложений» и закон «Об иностранных инвестициях». Связанные с СЗПК поправки вносятся в Налоговый и Бюджетный кодексы, пишет «Коммерсантъ».
Документ не меняет гарантии госрегулирования в процессе реализации нового инвестпроекта на сроки шесть лет и более. Как поясняют в Минфине, у режима СЗПК два «уровня». «Базовый» может объявляться правительством также как «территориальный». Эти соглашения как минимум в 2019-2021 годы фактически будут заключаться в заявительном порядке.
«Стоимость проекта — не менее 10 млрд рублей (не менее 3 млрд рублей собственных инвестиций) в добыче, энергетике и utilities, транспорте и логистике и не менее 5 млрд рублей (от 1 млрд рублей своих вложений) в прочих отраслях», — говорится в публикации.
Второй уровень — «индивидуальный». В нём прописываются виды стабилизационных оговорок, вплоть до введения санкций, изменения тарифов госмонополий и их инвестпрограмм, мер эпидемиологического характера и т. д. Также «индивидуальные» СЗПК допускают госинвестиции в инфраструктуру средств будущих налоговых поступлений проекта. Учёт вложений будет вести Минфин по данным ФНС.
Издание отмечает, что одной из проблем законопроекта является то, что «он явно ориентирован на существующие крупные компании из РСПП и их владельцев». Привыкшие оценивать инвестклимат по общеправовому режиму иностранные инвесторы приветствуются, но закон на них, видимо, «не очень рассчитывает». Кроме того, «при всех ограничениях проект неявно провозглашает, что крупные инвестиции в России — отдельный вид деятельности, который можно отделить от рисков „обычного“ бизнеса». Ещё одной проблемой авторы публикации видят то, что «инвестпроекты обычно устроены сильно сложнее, чем предполагается СЗПК», в связи с чем «определения Гражданского кодекса в этой сфере логичнее и яснее (в том числе судам), а возможности использовать эту сложность для де-факто коррупционных сделок в рамках „индивидуальных“ СЗПК высока».
Издание подчёркивает, что документ «по сути, выглядит признанием власти в неспособности обеспечить стандартный инвестрежим, привлекающий в экономику капвложения на желаемом уровне».
Как писал News.ru, в течение ближайших пяти-семи лет зарубежные инвесторы планируют вложить в экономику России не менее $40 млн. Вкладывать деньги готовы более двух десятков компаний и фондов из разных стран. Заинтересованы в инвестициях в российскую экономику компании из Китая, Южной Кореи, суверенные фонды из Саудовской Аравии и Катара.