Планам США стать глобальным энергетическим лидером препятствуют введённые Пекином пошлины в 10% на импорт американского СПГ. В резко обострившемся торговом противостоянии двух держав на первый план выходит сфера энергетики, делает вывод Reuters. По данным агентства, в 2018 году Америка может довести свои совокупные экспортные поставки сжиженного природного газа до объёма 28 млрд куб. м. Однако в случае с Китаем поставки СПГ идут по нисходящей, хотя ещё год назад казалось, что двустороннее сотрудничество в этой сфере ожидают блестящие перспективы.

«Насколько всё стало хуже»

В 2017 году Китай закупал около 15% всего американского сжиженного газа, идущего на экспорт. Сейчас эта доля сокращается: с июня в Поднебесную прибыло только четыре судна с американским СПГ по сравнению с 17 судами за первые пять месяцев года, отмечает Reuters со ссылкой на данные отслеживания судов компании Thomson Reuters и информацию Министерства энергетики США. Исполнительный директор Центра по сжиженному природному газу Чарли Ридл назвал эту ситуацию «признаком того, насколько хуже всё стало между США и Китаем в сфере торговли». По оценкам аналитиков, пошлины нарушат планы американских компаний Cheniere Energy, Sempra и Kinder Morgan по строительству новых экспортных терминалов или расширению существующих.

Взаимоотношения между США и Китаем, касающиеся поставок СПГ, имеют относительно короткую, но весьма бурную историю. Первый танкер со сжиженным природным газом из США прибыл в порт Янтянь на юге КНР в августе 2016-го. То есть ещё при президенте Бараке Обаме. Именно в том году из-за расширения Панамского канала стоимость транспортировки американского СПГ на рынки Китая, Японии и Южной Кореи снизилась на $20−25 на 1 тысячу куб. м, а время пути в Северную Азию сократилось до 23 дней в обе стороны. Вместе с тем в Китае продолжал расти спрос на импортный СПГ, и в апреле 2017 года, уже в ходе переговоров нового главы Белого дома Дональда Трампа и председателя КНР Си Цзиньпина (в президентском поместье «Мар-а-Лаго», Палм-Бич, в штате Флорида) стороны достигли принципиальной договорённости о значительном увеличении Пекином объёма закупок в США.

Си Цзиньпин и Дональд ТрампФото: Li Xueren/imago stock/Global Look PressСи Цзиньпин и Дональд Трамп

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Вскоре Министерство торговли США сообщило о подписании двустороннего торгового соглашения, расширяющего доступ американским энергокомпаниям на китайский рынок. А глава крупнейшей нефтегазовой госкорпорации КНР CNPC Ванг Илин заявил в эфире Bloomberg TV, что его страна намерена диверсифицировать источники поставок и что «США располагают очень богатыми ресурсами углеводородов». Компания рассматривает проекты по возведению терминалов, принимающих СПГ, добавил чиновник.

Надежды не сбылись

В ноябре 2017 года у наблюдателей на короткое время создалось впечатление, что у американских энергетических компаний может получиться в Китае то, что пока не очень получается в Европе. Уже в первый день тогдашнего госвизита Трампа в Пекин власти Поднебесной заявили о своём намерении финансировать крупный газовый проект на Аляске. Местные и американские средства массовой информации озвучили сумму предполагаемых инвестиций — $43 млрд и максимальный объём производства СПГ в рамках проекта — 20 млн т в год. Для сравнения: мощность аналогичного российско-китайского проекта «Ямал СПГ» составляет 16,5 млн т в год. Вскоре всеобщий восторг стал резко сходить на нет: агентство Bloomberg сообщило со ссылкой на китайскую компанию Sinopec, что Пекин всего лишь «заинтересован в возможности» покупки СПГ с Аляски. А Reuters уточнило, что окончательное решение по инвестициям и закупкам будет принято в четвертом квартале 2019 года.

Фото: Zhao Dingzhe/Xinhua/Global Look Press

Ну, а в 2018-м между двумя странами разразилась торговая война, Вашингтон и Пекин стали наращивать «симметричные» торговые пошлины, и на всех этих далеко идущих планах был поставлен крест. Сейчас Китай явно намерен обойтись без американского СПГ, хотя, по последним прогнозам, к 2030 году собирается значительно увеличить нефтегазовый импорт — нефти до 450 млн т, а газа — до 190−270 млрд куб. м. Можно предположить, что в этой ситуации некую выгоду для себя может извлечь Россия, которая в 2017 году последовательно наращивала поставки углеводородов в КНР. Поднебесной выгодно покупать их в РФ из-за дешевизны и низких логистических издержек.

Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития:


США с точки зрения объёмов экспортных поставок СПГ — отнюдь не мировой лидер. Им остаётся Катар, продающий за рубеж порядка 70 млн т в год. Конкуренция на этом рынке достаточно сильная. И я пока не вижу, за счёт чего американцы могли бы выбиться лидеры. Кстати, и Европа в случае гипотетического усиления торгового противостояния с США может принять в отношении американского СПГ пошлины, аналогичные китайским. Что касается России, то её традиционный рынок по СПГ — это Юго-Восточная Азия. Оттого что Штаты будут меньше поставлять сжиженного газа в Китай, ничего для нас не меняется. Всё, что Россия добывает, она и продает. Поэтому, чтобы нарастить экспорт, надо просто больше добывать. В целом же сотрудничество между нашими странами в нефтегазовой сфере идёт по нарастающей. На Восточном экономическом форуме было озвучено множество совместных проектов, но есть и действующие — «Сила Сибири», «Ямал СПГ», плюс разные формы взаимодействия Китая с «Роснефтью».