Старший вице-президент Российского экспортного центра (РЭЦ) Игорь Жук в эксклюзивном интервью News.ru рассказал о росте несырьевого экспорта, популярности российской продукции за рубежом и влиянии санкций.
— Сколько российских компании малого и среднего бизнеса экспортируют продукцию за рубеж?
— Сейчас количество компаний, которые экспортируют продукцию, постоянно возрастает. Сказать точную цифру будет не совсем правильно, потому что цифра растёт. Национальный проект, который начался в прошлом году, предполагает развитие предприятий по оказанию услуг, по продукции питания, продукции машиностроения. По всей стране это огромный процесс. Я бы хотел сказать такое слово, как «акселерация». То есть мы выращиваем предприятия до экспортеров. И что самое главное, сейчас это некое расширение помощи государства в развитии экспортного потенциала. Экспортный центр России предполагает в этом не только участвовать, но и активно развивать позицию по увеличению количества предприятий, которые делают продукцию и оказывают услуги за рубежом.
— Какие препятствия существуют для экспорта нашей продукции на данный момент?
— Наверное, прежде всего надо задуматься о том, кто и как хочет заниматься экспортом. Здесь ключевой вопрос — это подготовленность экспортёра и помощь государства в том, чтобы это было максимально удобно. Назову один такой проект, который делает РЭЦ, — это «одно окно». Нам крайне важно, чтобы предприятию было максимально комфортно в развитии экспорта, от того уровня, который у него сейчас есть, или для того, чтобы расширить экспортную позицию. Поэтому мы изучаем барьеры, которые есть в тех странах, куда хотелось бы продукцию поставлять. Мы, естественно, ведём разговор о единой системе продвижения. Я ещё раз назову: единая система продвижения — это российские регионы, это экспортный центр и это зарубежная сеть. Всё это должно и работает в одном таком большом потоке, который важен для того, чтобы любое, маленькое, среднее, большое предприятие не чувствовало себя в ущербе.
— Как санкционная война повлияла на несырьевой экспорт?
— Санкции, как обычно, дают, с одной стороны, дополнительные проблемы, так и дают дополнительные возможности. Поэтому в данной ситуации мы видим, что экспорт несырьевой растёт. И каждый год этот рост у нас — он осязаем. И повторяю ещё раз, что у нас есть цель — 250 млрд рублей несырьевого экспорта к 2024 году. Мы эту ситуацию, естественно, всемерно пытаемся решить.
— Есть статистика по несырьевому экспорту за первое полугодие?
— У нас есть рост экспорта. У нас сейчас объём экспорта несырьевого превысил цифру 150 млрд рублей, а было 130 млрд с небольшим. И в этой части мы видим, безусловно, что динамика правильная, но она требует ещё разгона, особенно в регионах, поэтому этим сейчас и занимаемся.
— Какая российская продукция считается приоритетной для экспорта?
— На самом деле здесь важны самые разные виды продукции. Это зависит от стран. Потому что, конечно, важна тема Агропромышленного комплекса (АПК). И мы знаем, что в нацпроекте особое внимание связано с АПК. Кроме того, это машиностроение, это химия, это самые разные отрасли. И ещё то особое, что я хотел бы подчеркнуть, это услуги: медицина, образование, туризм. Это комплекс продуктов, товаров и услуг, которые мы продвигаем на Запад, Восток, во все страны мира.
— С начала года удалось ли России завоевать новые рынки для своих товаров или расширить старые?
— Наверное, больше это расширение старых. Потому что Россия экспортирует в огромное количество стран. Сейчас вопрос заключается в том, что мы должны свои позиции расширять и укреплять. И, наверное, то же самое по специфике, по товарам. Самый простой пример — у нас каждый год меняются страны, с точки зрения приоритетов по потреблению той или иной нашей продукции. Например, в этом году Китай нам открыл рынок молока и мяса птицы. Это очень важный момент, потому что мы говорим о расширении продуктового ряда. Это важно для наших экспортёров. Которые должны понимать, что всё новые и новые виды продукции — они востребованы и имеют техническую возможность попасть на зарубежные рынки.
— Насколько привлекательны для зарубежных предпринимателей франшизы наших компании?
— Абсолютно точно привлекательны. Единственное, что это растущее движение. Франшиза — это, безусловно, возможность наши услуги продвигать за рубеж. Кроме того, это наши товары за рубежом. Потому что это комплексный продукт. Это хорошее начало. Не случайно РЭЦ поддерживает франчайзинг. И мы считаем, что это некая правильная тенденция на долгие годы.
— С 2017 года реализуется программа по продвижению известных российских брендов и товаров за рубежом Made in Russia. Есть ли какие-то конкретные её результаты, стали ли мы более узнаваемы?
— Безусловно, мы стали более узнаваемы. Но насколько и как — это тема специалистов. И сейчас мы ведём такую, я сказал бы, техническую работу, чтобы иметь коэффициенты увеличения нашей узнаваемости. Это, может быть, какие-то классические GRP, которые есть у масс-медиа, могут быть такие другие моменты. Но главное не это. Главное — это количество наших экспортёров, которые стали появляться новые, и главное — это объём поддержанного экспорта, растущего. Поэтому, конечно, узнаваемость должна проверяться через увеличение количества экспортеров, увеличение объема экспорта, несырьевого, неэнергетического.
— Чувствуются ли уже конкретные результаты от реализации нацпроектов?
— Исходя из того, что у нас увеличился объём несырьевого экспорта, исходя из того, что мы сейчас занимаемся системой продвижения, конечно, ситуация изменилась. Но это тяжелая, каждодневная работа, которая предполагает участие и регионов, и министерств, и ведомств, и, естественно, огромного количества усилий бизнесменов. Мы находимся на правильном пути.
— Происходит ли качественное развитие малого и среднего бизнеса?
— Вы знаете, оно, наверное, не пульсирует так, чтобы было видно каждый день. Но абсолютно точно, что количество экспортёров увеличивается. Другое дело, что мы должны это увидеть ещё в цифрах и в объёме экспорта. Сейчас пока, безусловно, малый и средний бизнес не лидирует.